Rambler's Top100 Главная страница | Портрет психотемпоральный

С.А.Кравченко

Автопортрет графический
Психотерапевтическая технология человеческого лица

 

Статья про автопортрет в психотерапии.РИсунки С.А.Кравченко

 Москва. 2005 г.

Возможные названия:

Автопортрет – внешний образ души.
Автопортрет – это усиление личности.
Двойник моего отражения – автопортрет.
Двойник моего отражения – это не мой двойник, это автопортрет.
Автопортрет – это я, это изображение меня, но иного, не того, что видят другие вне зеркала. Мало кто видит меня в зеркале.

 

Содержание

Введение..................................................................................................................................... PAGEREF _Toc220980308 \h 2

Эксперимент на себе................................................................................................................. PAGEREF _Toc220980309 \h 6

Текст на рисунке от 26 апреля.............................................................................................. PAGEREF _Toc220980310 \h 6

Текст на портрете за 27 апреля, утро................................................................................... PAGEREF _Toc220980311 \h 7

Текст на портрете за 27 апреля, вечер................................................................................. PAGEREF _Toc220980312 \h 8

Текст на портрете за 28 апреля, утро................................................................................... PAGEREF _Toc220980313 \h 9

Текст на портрете за 28 апреля, вечер............................................................................... PAGEREF _Toc220980314 \h 10

Текст на портрете за 29 апреля, утро................................................................................. PAGEREF _Toc220980315 \h 12

Текст на рисунке за 29 апреля, вечер................................................................................. PAGEREF _Toc220980316 \h 12

Текст на рисунке за 30 апреля, утро................................................................................... PAGEREF _Toc220980317 \h 13

Текст на рисунке за 30 апреля, вечер................................................................................. PAGEREF _Toc220980318 \h 14

Текст на рисунке за 1 мая, утро.......................................................................................... PAGEREF _Toc220980319 \h 15

Текст на рисунке от 1 мая................................................................................................... PAGEREF _Toc220980320 \h 16

Текст на рисунке от 2 мая, утро.......................................................................................... PAGEREF _Toc220980321 \h 17

Текст на портрете от 2 мая, вечер...................................................................................... PAGEREF _Toc220980322 \h 18

Текст на портрете за 3 мая, утро......................................................................................... PAGEREF _Toc220980323 \h 19

Текст на рисунке от 3 мая, вечер........................................................................................ PAGEREF _Toc220980324 \h 19

Текст на рисунке от 4 мая, полдень................................................................................... PAGEREF _Toc220980325 \h 20

Текст на рисунке от 4 мая, вечер........................................................................................ PAGEREF _Toc220980326 \h 20

Текст на рисунке за 5 мая.................................................................................................... PAGEREF _Toc220980327 \h 21

Текст на рисунке за 6 мая.................................................................................................... PAGEREF _Toc220980328 \h 22

Текст на рисунке от 7 мая, утро.......................................................................................... PAGEREF _Toc220980329 \h 22

Текст на портрете за 8 мая, утро......................................................................................... PAGEREF _Toc220980330 \h 22

Текст на портрете от 8 мая, полдень.................................................................................. PAGEREF _Toc220980331 \h 23

Текст на портрете от 9 мая, полдень.................................................................................. PAGEREF _Toc220980332 \h 23

Текст на портрете за 10 мая................................................................................................ PAGEREF _Toc220980333 \h 24

Текст на портрете за 10 мая, вечер..................................................................................... PAGEREF _Toc220980334 \h 25

Текст на портрете за 11 мая, утро....................................................................................... PAGEREF _Toc220980335 \h 25

Текст на рисунке от 12 мая, утро........................................................................................ PAGEREF _Toc220980336 \h 26

Текст к работе за 14 мая...................................................................................................... PAGEREF _Toc220980337 \h 28

Рисунок образа в полусне за 18 мая................................................................................... PAGEREF _Toc220980338 \h 29

20 мая, утро.......................................................................................................................... PAGEREF _Toc220980339 \h 29

Заключение.............................................................................................................................. PAGEREF _Toc220980340 \h 30

ВЫВОДЫ................................................................................................................................. PAGEREF _Toc220980341 \h 31

ГЛОССАРИЙ........................................................................................................................... PAGEREF _Toc220980342 \h 32

БИБЛИОГРАФИЯ................................................................................................................... PAGEREF _Toc220980343 \h 38

Приложения......................................................................................................................... PAGEREF _Toc220980344 \h 39

 

 

 

«Фальшь и ложь, неизбежно  проглядывающие  во взаимоотношении с самим собою. Внешний образ мысли, чувства, внешний образ души. Не я смотрю изнутри своими глазами на мир, а я смотрю на себя глазами мира, чужими глазами; я одержим другим. Здесь нет наивной цельности внешнего и внутреннего. Подсмотреть свой заочный образ. Наивность слияния себя и другого в зеркальном образе. Избыток другого. У меня нет точки зрения на себя извне, у меня нет подхода к своему собственному внутреннему образу. Из моих глаз глядят чужие глаза».

Бахтин М. М. Человек у зеркала.

 

Вариации на тему Бахтина в конце статьи, а теперь о главном.

 

Введение

 

Статья написана по просьбе Г.М.Назлояна в мае 2005  года в Москве.

Если научный факт характеризуется новизной, точностью, объективностью и достоверностью, то сам метод автопортрета и портрета, когда автопортрет еще не может начаться из-за сложности психического дефекта клиента, являются таким научным фактом. И этот научный факт со временем способен будет перевернуть взгляд на психическое расстройство и на методы помощи человеку с таким расстройством.

Метод портрета (автопортрета), по нашему убеждению, - эффективнейший метод в психотерапии, выходящий далеко за рамки арттерапии и превосходящий любой другой метод на порядок хотя бы потому, что может собрать вокруг себя все другие методы в психотерапии, стать ядром, стержнем работы с любым сложным клиентом.

В работе с другими клиентами, у которых еще не зафиксированы психические расстройства, но есть необходимость в улучшении адаптации, методы портретирования (или автопортрета) - тем более являются наиболее эффективны.

Так как психотерапевтический автопортрет никогда не является полностью результатом работы портретируемого, то его разумнее называть автопортрет-портрет (или АП-П).

Цель данной работы познакомить читателя с методом и одновременно доказать его эффективность.

Опыт работы психологом-консультантом и психотерапевтом, и общение с коллегами показывает, что чаще всего специалист пасует перед человеком, страдающим психическим расстройством. Метод АП-П дает инструмент, который способен усовершенствовать работу психолога-консультанта, психотерапевта, и довести его до уровня оказания эффективной помощи даже людям с психическими расстройствами.

АП-П применим не только индивидуально, но и для группы, коллектива, государства. Все они нуждаются в глубоком осознании своего  лица, которое происходит только в процессе маскотерапии, и непосредственно в таких технологиях, как портретирование и автопортретирование.

 

Лицо группы

Лицо у группы есть не всегда, и его иногда нужно искать, находить корректировать  или создавать с нуля. Что в этом случае есть лицо и его части: имидж, лица лидеров, типажей и представителей в обобщенном образе восприятия, или что-либо еще?

Художник всегда привносит свой образ в создаваемый портрет, это уже не требует доказательства. Одновременно он является и представителем  группы людей, объединенных своим архетипом, имеющим соответствующее лицо. Если художник-психотерапевт другой, то и группа, к которой он принадлежит, может быть уже иной, со своим объединяющим архетипом. Следовательно, личность психотерапевта, работающего с образами портретов своих клиентов, может стать определяющей в процессе развития образного ряда портрета. И это нельзя не понимать, так же как и при обычном психоанализе, когда личность аналитика определяет своеобразие стиля психотерапии.

Сознание христианского мира пронизано мифом о сотворении человека по образу и подобию Божьему. Сознание готово воспринимать собственную душу, созданную Богом, как божественного двойника, самодостаточного, способного вести диалог с Богом. Создавая же автопортреты, мы в глубине души мыслим этот миф, чувствуем, что образ наш и наше подобие может вести с нами диалог, быть отдельным, и якобы, самодостаточным, при этом художник себя исподволь считает подобным Творцу и Создателю.

Автопортрет – это сущность, явленная миру создателем, автором автопортрета. Но созданное, согласно мифу, с момента его создания приобретает свою автономность, и с ним уже можно общаться, вести диалог, пусть и бессловесный, но все же диалог. Например, воспринимая чувства, что отражены на портрете, испытывая что-то в ответ. Таким образом, портрет создает нам чувства, влияет на нас, хотя первоначально, мы его создали из бесчувственного материала.

 

Лицо и имя

Лицо и имя – вот основные представители человека в мире, как для себя, так и для другого человека. Лицо – визуально, имя – аудиально. Имя и лицо всегда носили еще и сложную, в том числе и скрытую, смысловую нагрузку, являясь уникальными символами чего-то более глубокого. И если имя статично, то лицо - динамично, как на протяжении всей жизни, с длительными этапами развития личности, пронизанными стойкими базовыми состояниями, так и в короткие мгновения чувств, настроений и переживаний.

 

Искусство

Автопортрет присутствует во всех видах искусства, однако не все они одинаково предрасположены к автопортретности. «Наиболее полно феномен автопортретоности выражен в изобразительном искусстве, в жанре автопортрета. Жанр автопортрета является  специфической формой эмоционально-художественного анализа художником самого себя и его разветвленных связей, отношений с его природным и социокультурным окружением» (Крузе, 54). 

Автопортрет – это момент самопознания, идеальное отношение человека к самому себе, которое проецируется на внешнюю реальность.

«Автопортрет – это попытка познать самого себя через диалог с собой и со зрителем картины <…>. Художественное произведение делает возможным диалог жизненных и надбытийных смыслов» (Крузе, 55)[1]. В своей диссертации С.В.Крузе на широком историческом, художественном, философском и психологическом материале доказала, что автопортрет – форма самопознания личности художника.[2] Наша же задача доказать, что автопортрет способствует преодолению кризисных моментов в жизни художника, и дает ему опору в дальнейшем развитии.

Осознание себя через образ Христа очевидно в полотне Крамского «Христос в пустыне», который также можно назвать автопортретом. Крамской сделал попытку преодолеть не только личностный кризис развития, но и увидеть путь преодоления такого же кризиса в мире искусства, в мире духовной жизни России 1880 года.

Средствами самопознания в автопортрете являются сюжет, композиция, колорит, светотень, ритм, характер мазка (штриха), физиогномические черты, поворот головы, контраст, линия, поза, жест, фон, масштаб фигуры, изображение пространства, времени и др.    

Автопортрет – это усиление личности. «Я» портрета не подлежит времени (Лотман, 360). Это можно пережить, если испытать автопортретирование.

Можно выделить два вида автопортретов: в одних художник занят своим внешним обликом, в других – своим внутренним миром. В первом случае автопортретист говорит: «Вот как я выгляжу», во втором, - «вот каков я есть». Там самоотражение; тут – самоистолкование. Один спокойно констатирует, другой взволнованно исповедуется. «В автопортрете истолковывающем – художник не знает разлада с жизнью <…>. В автопортрете истолковывающем – художник утверждает, что он не тот, каким его считают, что он не удовлетворен своим местом в жизни и хочет иного. Он бьет за себя тревогу» (Эфрос, 115).

В автопортретах, что представлены ниже, можно выделить эти виды.

    

Истинность лица

Лицо, которое мы являем миру, не всегда является истинным лицом. Кобо Або считал, что маска способна не только скрыть, но и полностью изменить духовный облик человека.[3]

Парные автопортреты возникли в ХХ веке. Это парные автопортреты Ф. Кало, автопортрет М.Сарьяна «Три возраста» (тройной автопортрет встречается и ранее: автопортрет Л. Лото). «В таких автопортретах  художник познает себя в процессе множества образов, где «Я» проявляется не только как тождество, но как единство множества диалектических изменений, развития собственного образа» (Крузе,  62).

Возникает вопрос: а в прошлые века, что мешало художникам создавать парные автопортреты? Отсутствие фантазии, своеобразие мышления, или особенности восприятия себя и мира?

В повести Г. Гессе «Последнее лето Клингзора» герой повести работает над автопортретами перед собственной смертью, создавая не одно лицо, и не одного себя, а множество лиц и ликов пытается он изобразить, глядя в зеркало и сквозь него.

 

Смерть и портрет

Забегая наперед, я могу сказать, что Г.Гессе, как писатель, в свое время верно почувствовал связь смерти и автопортрета, и возможно смог это сделать благодаря собственному опыту, или рассказу автопортретиста. Вместе с этим, переживание смерти в автопортретировании не является финалом труда художника, если у него, конечно, есть силы продолжить создание серии автопортретов. Смерть, которая переживается всем телом и душой во время создания серии автопортретов, является только частью процесса перехода в другое качество личности, что, в том числе, хорошо описано у С.Грофа.[4] В экспериментах автора данной работы процесс перехода отражен в том периоде работы, когда приходили образы распятия в полусне, а во сне он видел себя распятым в течение нескольких дней, чему соответствовали и дневные состояния.

 

Роль

Портретист может впрямую отозваться на тезис о двойственности человеческой природы, а также в конкретных образах отразить множественность играемых человеком ролей. И это не просто игра ума, это движение по пути к своей Голгофе. Каждый художник это чувствует, каждый творящий живет с постоянным ощущением тревоги приближающегося дня умирания-возрождения. На символическом уровне Голгофа для Христа была ни чем иным как местом, где он такой переход осуществил, умер и возродился (см. рисунок за 18 мая).

Джеймс Сидней Энсон пишет в 1899 году «Автопортрет с масками», в котором собственное лицо изображено среди несметного количества разнообразных масок. Я сделал что-то подобное из собственных работ, так как, увидев однажды случайно их все на одной странице компьютера, отметил силу воздействия на меня этого множества лиц меня. Данное воздействие портретов из разных времен делает время жизни осязаемым одновременно, что невозможно при восприятии одного изображения. Именно при таком взгляде на самого себя, время становится преодоленным, что подталкивает нас к мысли о преодолении времени не только при жизни, но и после смерти.

 

Автопортретность связана с исповедальностью.

В автопортрете происходит диалог с двойником. Двойник – это «тень», по Юнгу, а диалог, это символическое воплощение трансцендентной функции, связь с бессознательным личности и даже коллектива (см. о символе в глоссарии).

Частично это происходит и у А.Ануашвили,[5] он делает видимыми двойников из симметричных половин лица. Е.Рождественская [6] же выделяет одну из подсознательных, или желанных и симпатичных для портретируемого сущностей личности, тем самым, подчеркивая только одну маску или грань личности.

В каждой маске развивающегося автопортрета по Г.М.Назлояну  мы видим одну из составляющих подсознания личности. В рисовании, или при фотофиксации пластилиновых масок есть возможность осознать множество граней, частей бессознательной личности. При психотерапии некоторые части надо выбирать, от других – отказываться.

Когда мне приснились профили лиц, и я сделал из них выбор (см. текст на портрете за 5 мая), то это и был естественный процесс выбора определенных форм (см. форма), за которыми стоят значения. Профили символизировали конкретные значения (грани личности, которые доступны в данный момент для выбора), и отношения, которые стоят за этими значениями. Все это дает материал, чтобы сделать личность иной после выбора. Такой выбор, вероятно, происходит в любой сложном процессе адаптации. Если же адаптация не происходит, значит, диапазон или процесс выбора недостаточен. Бессознательное личности или не имеет в своем арсенале достаточно профилей (слово «профиль» будем употреблять как понятие, схематически обозначающее грань системы психики личности), или не происходит  нового выбора.

Задача психотерапевта не просто раскрыть все присущие клиенту профили (лица), но и, при необходимости, расширить арсенал профилей, открыв их в лице (это уже - задача, но которая может решаться и спонтанно), или все же способствовать очередному выбору из осознанных, и явно присутствующих в личности (в лице) профилей.

 

Кризисы

Каждой посткризисной жизненной ситуации присущи свои наборы профилей, если перевыбор происходит во время кризиса, если кризис благодаря новому набору профилей преодолен.

Во время кризиса человек подбирает, как мастер инструменты, необходимые методы (черты, способности, склонности и др.), за которыми бессознательно стоят личности живые и явные, или ушедшие, исторические или мифические. Но так как личность, как мы уже определили, представлена символически в чертах лица, то детальное и длительное (в том числе и творческое) рассмотрение, изучение лица во время автопортретирования (или портретирования, если присутствует медитация на лице) способствует модернизации (развитию, обогащению) личности, адаптации ее структуры для лучшего соответствия особенностям жизни.

 

Мой эксперимент

Свою работу над автопортретами, проделанную в период серьезного  кризиса, находясь в Москве, когда почти лишился работы и жилья, считаю экспериментом в естественных условиях, поставленном на себе. Составляющими кризисного состояния были следующие феномены сознания: размышления о смысле жизни и о смерти, об отсутствии крыши над головой, об уходе в монастырь, или в деревенские отшельники. Целью эксперимента было выявить механизмы, лежащие в глубине души, которые начинают работать при автопортретировании ради адаптации и преодоления кризиса. Для придирчивых работников науки добавлю, что у меня не было возможности поместить еще одного себя в контрольную группу, которая преодолевала бы кризис без помощи автопортрета. Потому я предполагаю, что мне известно то, что появилось в моей жизни именно благодаря автопортретам, а что могло бы быть и без них.

Та волна (как предчувствие открытия, как восторг, оргазм, лавина чувств, возможно, катарсис), которая подкатывает в душе к своему проявлению, а в теле -  к горлу, к груди в области сердца, когда я работаю ежедневно над автопортретом (похоже на чувство, когда идешь на встречу с малознакомой, но восхитительной женщиной), есть ни что иное, как приближение осознания чего-то в бессознательном. Это словно путешествие по неизвестной местности, опасная работа на высоте без страховки, или с непроверенной страховкой, которой и является автопортрет – застывающая форма лица на бумаге и бесконечно разнообразная форма в зеркале. Во и сейчас спазм в горле, гортани, значит, я близок в своем описании к истине.

Еще Юнг говорил, что бессознательное может захватить личность, и тогда это уже одержимый архетипами человек, он собой мало управляет, он переполнен энергией архетипа. Там бездна, сущности которой сформировали лицо человека, и запечатлели себя в формах лица как в символах, но символах живых (см. символ). Концентрация внимания на этих символах ведет к проникновению, к слиянию с этими сущностями, но уже с живыми, истинными, полными энергии. 

 

Платонизм

Не отрицаю свою склонность думать, что во всех частях мироздания отражается мир психоидный (мир скрытый). Это можно назвать платонизмом, холизмом, органицизмом. Но в лице этот мир отражен в той мере и в тех символах, которые непосредственно уже, или в данный момент, принимают участие в его формировании (влияют на личность с настоящего,  будущего или с прошлого, что по Р. Шелдрейку не имеет разницы). А мы познаем и занимаемся терапией личности конкретной, потому именно круг сил, что наполняют эту личность, нам необходим. Любой символ, что мы заметили в личности (в лице), имеет связь ассоциативную (сознательную или бессознательную), и при раскрытии, объяснении, психоанализе которой такая связь сознания с этой выявленной сущностью может быть установлена.

 

Сопутствующие образы

Один из наиболее таинственных и до конца еще не познанных феноменов маскотерапии – сопутствующие образы. Сопутствующие образы (и Назлоян во время скульптурного портретирования иногда лепит рядом с портретом маленькие портретики «кого-то» из тех, кто сильно связан с портретируемым), вторичные портреты Ануашвили и работы Рождественской помогают открыть что-то в подсознании клиента. Только Ануашвили делает это с помощью частей лица (что не творчество, и даже не искусство, а механика), а Рождественская предлагает нам свое воображение на фоне мирового искусства, которое все же имеет корни в самой личности, отражая то, что частично возможно присуще портретируемому.

Сопутствующие образы, во время портретирования, в моей практике несут чаще всего прогностическую функцию, содержа в себе предвестники будущих состояний клиента и событий, которые наиболее вероятны.

    

Мнения экспертов

Прежде чем писать о своем эксперименте с автопортретами, я должен упомянуть мнения об этом двух наиболее уважаемых мною специалистов в данной сфере - Г.М. Назлояна и В.П. Самохвалова.

 «По биографическим и эпистолярным свидетельствам о великих художниках автопортрет создается в критические для автора периоды жизни. Может быть, самым ярким примером служит «Автопортрет с отрезанным ухом» Ван-Гога (Назлоян, 185).

«Автопортрет Леонардо да Винчи по всем признакам был «лекарством» многоразового пользования» (Там же, 185). «Показательный пример преодоления «кризиса» на элементарном уровне – автопортреты на полях рукописей Пушкина: эти пиктограммы отмечают начало каждого всплеска творческой активности поэта» (Там же, 185).

«Портрет, маска, в том числе посмертная; будучи гиперреалисической материализацией Я, отражают стадии индивидуации. Художники чаще рисуют автопортреты именно на критических стадиях индивидуации. Каждый из портретов содержит знаки такой индивидуации, которые можно продемонстрировать на примерах автопортрета Альбрехта Дюрера» (Самохвалов, 1998, 282).

 

Медитация на лицах

Медитация на лицах у Ануашвили и у Назлояна – вот сходство методов, в этом и надо искать скрытый эффект психотерапевтического воздействия нашего лица на нас. Это приближение к самому себе, к себе истинному. И только этим наше лицо привлекает нас и в зеркале, и на фотографии.

В портрете данные и факты, сущности человека, в том числе подсознательные, запечатлены в символах, которые доступны для восприятия другим, в том числе и самому портретируемому, если у него нарушилась внутренняя связь с собой. Назлоян говорит, что нарушается внутренний диалог, Юнг говорит, что нарушается трансцендентная функция (связь с бессознательным не развивается сама по себе по мере взросления, но может развиваться в меру необходимого развития). К 33-м годам человек уже способен воспринять все. Что же происходит после этого возраста?

В процессе эксперимента над собой мне приходилось делать записи не только непосредственно на рисунках, и некоторые из них не датировались. Для полноты картины я их разместил между дневниковыми записями, примерно располагая близко к датам написания. Они немного отделены от основных записей на портрете.

Новая редакция текста, которую я осуществил почти через четыре года, незначительно изменила основной текст, разве что, придав ему большую ясность и выразительность. Перечитывая во время редактирования свои переживания, вновь их возрождаю, приобщаясь к вытесненному частично опыту. Возможно, эти записи помогут и уважаемому читателю стать ближе к самому себе.

 

 

 

Эксперимент на себе

  Текст на рисунке от 26 апреля.

     С первыми штрихами формы человек «Я» уже есть на листе как в зеркале…. На одном из финальных этапов появляется ощущение, что уже не создаешь рисунок, а разрисовываешь лицо, которое уже есть само по себе, которое уже живет отдельно. Исчезает порой рисование, и появляется созидание. Появление меня на листе бумаги, а бумага уже пространство, а не плоскость; гиперпространство, т. к. в нем появляется лицо мое, это даже не зеркало, где я всегда есть, а родящая меня матрица (материя).


 

продолжение следует

 


[1] К.Г.Юнг называет  подобный диалог трансцендентальной сущностью.

[2] С.В.Крузе ……………?

[3] Кобо Або ………….?

[4] См. произведения Станислава Грофа, основателя трансперсональной психологии и психотерапии.

[5]  См. приложение.

[6]  См. приложение.

реклама

реклама

Страница находится в разработке



© 2007-2011, Сергей Антонович Кравченко                Персональный сайт - http://skravchenko.ru/index.htm/             Дата последнего изменения этого узла

 Rambler's Top100

Яндекс.Метрика