Rambler's Top100 Главная  | Центр предвосхищения | Прошедшее | Настоящее | Будущее | Вечность | Безвременье | Контакты

 

С.А.Кравченко

Исследование способности к предвидению будущего
и выявление путей ее совершенствования

 

        Социальная система может пребывать в двух характерных периодах: в аттракторном[1] и бифуркационном[2]. Если в аттракторный период будущее общества довольно точно предсказуемо с помощью рационального, научного предвосхищения, то в бифуркационный период, когда система перестраивается и находится в беспокойном состоянии, существует веер возможных перспектив  и предсказание будущего логическими средствами непродуктивно. Именно в эти «переломные периоды истории в обществе появляются пророки. Они выходят на первый план, когда наука не в состоянии точно указать верный путь развития общества».[3]

        Пророчество как социальный феномен пытались осмыслить еще Платон, Цицерон и Филон Александрийский. Видят в пророчестве необычное, удивительное, но вполне реальное социальное явление, нуждающееся в более глубоком изучении и современные исследователи (Б.П.Вышеславцева, А.А.Горбовский, П.Лемесюрье, А.П.Хейдок Ю.А.Шрейдер и др.).

        И.А.Величко определила общие условия появления способности к предвосхищению будущего человеком, выявила сущность  и специфические черты пророчества как особого способа предвосхищения социального будущего, определила особенности пророка как типа личности. [4] Установлено, что основой пророчества является  человеческая способность предвосхищения, которая составляет собой сложный природно-социальный процесс.

        Можно утверждать, что предвосхищение – одна из основных функций человеческого сознания, его интеллектуальной сферы, выражающаяся в способности познания будущего.

        Прежде, чем рационально использовать пророчество, (смотри рационализация бессознательного Сивиринова) как иррациональный вид предвосхищения будущего, определим проявления, ставящие пророчество в положение особого способа предвосхищения. Согласно И.А.Величко[5] такими проявлениями пророчеств является следующее: 

-         касается только социального будущего;

-         выступает в виде глубокого прочувствованного яркого образа;

-         неосознанность оснований, результативность;

-         гипотетичность, недостаточная обоснованность (смотри гипотеза в научном методе);

-         интуитивность, так как сам процесс постижения будущего протекает латентно;

-         многосмысленность, требующая дополнительного истолкования;

-         истинность, подтверждающаяся практикой.

        Пророк в своем восприятии социальной реальности выходит за пределы бытовых человеческих потребностей, и в особых состояниях сознания постигает коллективное сознание[6], которое содержит в себе социальную перспективу.

 

        Пророчество как социальный феномен

        Обращаясь к работе И.А.Величко, где она исследует феномен пророчества, который охватывает именно социальное будущее, пересматривая устаревшие стереотипы в его трактовке, можно утверждать, что у пророчества  и у высшей формы научного социального предвидения есть одно общее – их основой является человеческая способность предвосхищения, которая представляет собой сложный природно-социальный процесс. 

        Чтобы прояснить некоторые стороны данного феномена, и выяснить отношение к нему, мы провели опрос, а также встречи, семинары и фокус-группы среди студентов и преподавателей ряда вузов Москвы, а также среди лидеров профсоюзных организаций. В общей сложности выборка составила 300 человек. Методологическим основанием  для опросника послужила диссертация Величко И.А.[7] Наш опросник (см. приложение) должен был стать инструментом по отбору людей, склонных к социальному предвидению, он содержал 34 вопроса, и мог измерять личность в ее соотношении с качествами пророка-провидца.

        Одна из подгрупп вопросов исследовала структуру личности, которая у пророка-провидца имеет свои особенности и, как показала практика, слабо проявлена у обычных людей.

        Суть же основных вопросов исследования была нацелена на следующее: что мы можем развивать в людях, чему должны их обучать, чтобы они приближались к идеалу провидца?

        В результате был получен ряд показателей, дающий нам ответ на главный вопрос. Как мы видим, этот ряд имеет ярко выраженный профиль по 34-м вопросам (темная линия),[8] несмотря на то, что он отразился в средних показателях всех групп опрашиваемых.

Диаграмма 1

 

        Если мы посмотрим на средние показатели "Я-реального" всех групп респондентов, то заметим достаточно яркие особенности. Показатели по вопросам 5, 11, 20, 30, 31 и 32 западают. Это значит, что "Я-реальное" менее всего стремится к самопожертвованию, не желает себя отрешать от мира и становиться к нему в оппозицию,  участвовать в обличении грехов общества и выявлении правды, восстановлении социальной справедливости, выступать народным заступником и неподкупным критиком. "Я-реальное" мало фанатично, мало содержит в себе качеств «духовного вождя» и одновременно «побиваемого камнями».

        Анализируя "Я-идеальное", можно повторить сказанное в анализе показателей диаграммы "Я-реального", за одним исключением, что все показатели немного выше. Наименее низкие показатели по вопросам 29 и 30. Другими словами, мы даже в идеале не хотим выступать как бы в двух ипостасях: как признанный лидер, наставник и просветитель, и как непонятый и отвергнутый изгой; мы мене всего желаем демонстративно отрешать себя от мира и становиться к нему в оппозицию.

        Средние показатели всех респондентов по категории личности "Я-лидер" почти идентичны показателям "Я-идеальное".

Диаграмма 2

 

 

        Теперь посмотрим на обобщающую диаграмму №2. На ней представлены средние показатели по всем группам и по всем категориям. Наиболее темный график показывает средний профиль по всем категориям личности (Я-реальное, Я-идеальнои и Я-лидер).

        Анализируя диаграмму, можно сказать следующее.  Четыре ярко выраженных провала графика по вопросам 5, 11, 20, 29 и 30 дают нам основание предположить, что подавляющее число опрошенных в структуре своей личности и в деятельности достаточно однозначны и имеют слабую выраженность по пунктам 5 и 11. Это означает, что единство двух ипостасей «духовного вождя» и «побиваемого камнями» в личности присутствует слабо, что соответствует и слабой выраженности этих ипостасей в деятельности человека, когда он может быть и признанным лидером, наставником и просветителем, и непонятым и отвергнутым изгоем. И то и другое, как нам известно, свойственно пророку-провидцу в максимальной степени.

        Слабо выражена у опрошенных и склонность к самопожертвованию во имя идеалов и альтруистическое отношение к другим людям, граничащее с фанатизмом и максимализмом. Это характеристика качеств личности, отношения к людям и к себе. Но наименее выраженным оказалось отношение к людям и к миру в ответах на вопрос 30 (Вы демонстративно отрешали себя от мира, становились к нему в оппозицию), где наблюдается наиболее выраженный провал. Респонденты менее всего в своем отношении к социальному миру желают становиться в оппозицию, и отрешать себя от него. Вопрос 30 – особенный вопрос, который следует хорошо толковать и интерпретировать, как социальный феномен, так как он особенно выделяется на общем фоне исследования.

        Общий вывод по всему исследованию таков: респонденты в структуре личности и в своей деятельности достаточно однозначны; в отношении к людям их склонность к самопожертвованию во имя идеалов не выражена,  и альтруистическое отношение не граничит с фанатизмом и максимализмом; отрешать себя от мира, и становится к нему в оппозицию они не склонны, что говорит о выраженном конформизме и коллективизме.

        Я не говорю о самых высоких пиках в наших диаграммах, так как это не входит в дальнейшую канву наших рассуждений. Следует напомнить, что наши результаты находятся в соотношении с качествами пророка-провидца, который олицетворяет совесть народа, предельное проявление совести человеческой. Предельная выраженность (5 баллов) соответствует качествам идеального провидца, у которого присутствуют такие качества личности по всем 34-м параметрам.

        Наше исследование было сосредоточено на доказательстве того, что поиск людей со способностями к предвидению реален. Но мы продвинулись дальше, и подошли к теме отбора людей с развитой предрасположенностью к предвосхищению будущего. И это вполне решаемая проблема. Более сложным на наш взгляд является создание условий для развития и совершенствования способностей к предвидению будущего. Для решения данной задачи необходимы дополнительные исследования. Еще более сложной на наш взгляд является проблема обеспечения социокультурной средой для жизни и труда человека, выполняющего в организации или в каком-либо другом социальном сообществе роль провидца. Вместе с выше упомянутым, важно обеспечение техникой безопасности труда людей, способных переживать образы будущего, которые порой невыносимы для восприятия, и вызывают дистресс.

        Пророчество – один из видов отражения будущего, которое пока не вошло в сознание основной когорты ученых, как научное понятие, несмотря на то, что значительное число известных мыслителей (Б.П. Вышеславцев, А.А. Горбовский, П. Лемесюрье, А.П. Хейдок, Ю.А. Шрейдер и др.)  видят в пророчестве необычное, удивительное, но вполне реальное явление социальной действительности, нуждающееся в более глубоком изучении.

       

        Дополнительные понятия

        Альтруизм – самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопонимания, соучастия, сострадания. В некоторых случаях альтруист проявляет полное самопожертвование, самоограничение, отказывается от счастья, своих интересов и желаний. Противоположен эгоизму, индивидуализму, предпочтению личных интересов.

        В эмпирических исследованиях человеческое поведение исследуется на способность к альтруизму, который выступает как:

1) критерий нравственного поведения (Дж.Райт) и

 2) высший эталон развития личности (Л.Кольберг, Т. Лайкона).[9]


 

[1] Аттрактор определяется в синергетике как "устойчивый фокус, к которому сходятся все траектории динамики системы". Фактически аттрактор может быть рассмотрен в качестве фактора порядка (параметра порядка для системы, находящейся в процессе самоорганизации), аттрактор выступает как своего рода "стабильное состояние порядка".

[2] Бифуркационный переход - это объективация (выбор системой) одного из возможных вариантов развития, каждый из которых предполагает переход системы в состояния, радикально отличные от исходного. Это позволяет артикулировать ситуацию бифуркационного перехода как ситуацию резкой (как в темпоральном, так и в содержательном плане) смены характера процесса, "быстрой, коренной перестройке характера развития системы". Соответственно этому, и "смена пространственно-временной организации объекта" осуществляется, именно в точках смены "типов решений, т.е. в точках бифуркаций".

[3] Величко И.А. Пророчество как особый способ предвосхищения  социального будущего. Автореф. дис. канд. филос. наук. – М., 1998. с.4.

[4] Там же, с.7-8.

[5] Там же, с.8-9.

[6] Коллективное сознание  - гипотетический, коллективный, трансцендентальный дух или сознание, которое, как считается, характеризует группу или общество. Эта идея встречается у Канта, у авторов социальных теорий, например, у Вильяма Макдугалла, и у некоторых современных этологов (Р.Шелдрейк), которые утверждают, что отдельные социальные виды (например, термиты, пчелы) функционируют так, что можно предположить у них наличие коллективного «сознания». Считается, что это коллективное сознание существует независимо от любого отдельного члена группы, но проявляется как  синтезируемое сознание, когда уровень сплоченности группы достигает некоторой критической величины и организации. Также называется народным сознанием.

[7] Величко И.А. Пророчество как особый способ предвосхищения  социального будущего. Автореф. дис. канд. филос. наук. – М., 1998.

[8] Использовано «Агрегирование» - преобразование модели в модель с меньшим числом переменных или ограничений, т.е.  агрегирование используется для получения групповых оценок, т. е. перехода от оценок какой-либо совокупности объектов, данных отдельными респондентами, к оценке тех же объектов рассматриваемой группой респондентов в целом.[8]

[9] Российская социологическая энциклопедия. Под общей ред. академика РАН Г.В.Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА. М, 1998. – с. 8.

реклама

реклама

Страница находится в разработке

 


© 2008-2011, Центр предвосхищения
© 2007-2011, Сергей Антонович Кравченко                Персональный сайт - http://skravchenko.ru             Дата последнего изменения этого узла

 Rambler's Top100

Яндекс.Метрика