Демон

Демон, фрагмент картины ВрубеляХудожник. Мое Я есть часть большей системы, и вместе с этим - тождественно ей. Как могу я быть не этой большей системой в своем мышлении и в своих мыслях? Могу ли я иметь свою волю? Если да, то может ли первый росток моей воли быть не частью большей системы? Если да, то, что во мне есть такое, что порождает этот первый исток? Насколько я могу быть источником порождения чего-то моего, особенного, что впоследствии станет частью большей системы? Если я подобие божье, что тоже может творить из ничего что-то, то насколько я свободен в изначальности моего творчества? Не могу ли я быть подобием той части вселенной, которой было предначертано противопоставить себя Богу и последовать участи Демона? Не является ли царствие земное царствием Демона? Не является ли земное противоположностью небесного, и его теневой частью, без которой, при возникновении света, ничто в мире быть не может? Могу ли я отличить в себе противоположные части, изначально заложенные во мне? Могу ли я жить, придерживаться только природы одной из них?

Демон. Мое низвержение было предопределено. Мне выпала участь падшего ангела. Я был один из лучших. Но именно я был низвержен на Землю. Я стал тенью Бога, Его оборотной стороной.

Бог. Нет. Ты стал самим собой, ты стал Демоном.

Демон. Но зачем я доступен переживанию? Почему я не в той части мира, которая еще только ждет своего проявления в душе человека?

Бог. Ты проявленный мир и та часть наиболее сложной структуры души, которая всегда искушает и является препятствием на пути ко мне! Человек познает твою  суть, суть Демона, еще даже не зная, что это ты!

Художник. Ты хочешь сказать, что изначально человек содержит демоническую часть мира?

Бог. Человек содержит весь мир, но демоническая дается ему первоначально и лучше.

Демон. Я доступен для человека. Я одно совершенство человека! Любой мастер есть я, так как мастерство без моего участия немыслимо. А дальше последует низвержение, так как Бог не терпит совершенного мастерства и мудрости. Совершенное начинает с Ним соперничать.

Художник. Художник Михаил Врубель сходил с ума синхронно с познанием Демона. Я проследил его биографию и понял, что он отождествил себя с Демоном. Он был лучшим среди мастеров своего времени. Он тоже был низвержен как и Демон?

Демон. Он был временами мне очень близок и не выдержал моего присутствия.

Бог. Он был мастером.

Художник. Он терял свое лицо в тех состояниях сознания, где видел мир скрытый, горный, запредельный? Или он терял и себя?

Демон. Врубель перевоплощался и забывал о человеческом в себе. Он становился тем, что рисовал, и видел все изнутри. Это растворение в своем произведении. Но многие его  работы не являются творчеством, так как они не сотворены художником, а увидены им и отражены в тот момент, когда не он уже водил своей рукой.

Бог. Все с моего позволения. Я ждал, что он пробьется ко мне, но Врубель увяз в частностях. Его захватил общий поток, который тек сквозь души россиян

Художник. Демон был одной из таких частностей или он был потоком?

Демон. Я был его сутью! И не только его.

Бог. Демон был для Врубеля перспективой. Эта же перспектива ждала тогда всю Россию.

Художник. Врубель не смог сохранить себя, несмотря на то, что в период перевоплощений чувствовал, что теряет самого себя? Именно в этот период он написал наибольшее количество своих автопортретов, желая вернуться в свою суть. Но почему он, видя свою перспективу, не смог ее избежать?

Демон. Врубель попал в водоворот, как и Лермонтов, приобщившись к моему образу, что неминуемо повлекло подмену сути личности.

Бог. Падшие ангелы все же сохраняют суть неземную и в своих болотах душевных отражают отблеск небес. Врубель был захвачен образом Демона, той его частью, которая явилась земному миру, сделав возможным сам факт существования образов.

Художник. Художник не мог отказаться от тех образов, которые ему стали доступны?

Бог. Да. Он не пошел дальше, туда, где наступает безобразность, где нет потока сознания и восприятия времени. Дальше может открыться вневременное, что тоже не гарантирует сохранность личности.

Художник. Художник не может отказаться от образного сознания и войти в сознание пустое, чистое, так как ему нужны образы, если он художник.

Демон. Я царь мира образов, что до состояния чистого сознания, но я знаю и мир вневременной.

Художник. Если я выхожу за пределы потока сознания и преодолеваю чистое сознание, что я увижу дальше? Другие времена и миры? Кто буду я в других временах и мирах?

Демон. Возможно, что-то от тебя останется и позволит тебе вернуться обратно в тебя же! Но это уже не твоя воля.

Бог. Вижу я тех, кто заходит за рубеж чистого сознания. Мы виделись однажды с глазу на глаз, и я разрешил тебе быть дальше в мире земном. Ты ведь помнишь это?!

Художник. Да. Я тогда заговорил с тобой. Но это был не столько я, сколько память моих предков заговорила во мне. Я попросил Твоей милости!

Демон. В этом человек превосходит меня. Я не могу обратиться к Богу с просьбой помилования.

Бог. Демон избран, и определено его место в мире, потому он и не может вести диалог со мной с целью изменения своего места и качества своего.

Художник. А человек может?

Демон. Видимо, да.

Бог. Человек – образ мой и подобие.

Художник. Что же Ты не щадишь свои подобия?

Бог. Вы поднимаетесь сами, имея возможность предвосхищать свой путь и вести со мной диалог.

Демон. А нам уготован путь вниз, подняться мы не можем, но мы помним мир горный, что и сообщаем вам.

Художник. Но как отделить знания о первородине от сути Демона? Как отказаться от участи мастера, если она тоже не ведет к первоистоку?

....


Диалог не окончен.

 

Для справки:

Демон - падший ангел. 

Демон (δαίμων) - вообще означает (в классической литературе) деятеля, обладающего сверхчеловеческой силой, принадлежащего к невидимому миpy и имеющего влияние на жизнь и судьбу людей.

Бесспорной этимологии слова "Демон" не существует. Три главные:

1) Платонова (в Кратиле) от глагола δαήναι - знать (ότι φρόνιμοι καί δαήμονες ήσαν, δαίμονας αύτούς ώνόμασε); Демон - знающий.

2) Известная древним грамматикам и усвоенная в новое время Поттом производит слово Демон от корня общего с глаголом δαίομαι, δαίνυμι, δατέομαι - раздаю, распределяю (дары); Демон - δαιτύμαι - раздаятель, распределитель (даров), ср. эпитет Зевса - Έπιδώτης, Гадеса - Ίσοδαίτης и богов вообще - δωτήρες.

3) Принимаемая Боппом, Бенфеем и Курциусом - от корня διF, соотв. восточноарийск. dêva, daêva и daïvas (с переходом дигаммы в соотв. носовую и с суффиксом μων - man), Демон - блестящий, светлое существо - бог.

К демонам принадлежит та часть ангелов, которая последовала за Сатаной, превратившихся в демонов.

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец») в авраамических религиях — духовное разумное бесполое и бесплотное существо, выражающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Библия называет Ангелов служебными духами.

Суть отношений ангелов с Богом — или в большой благодарности и любви и служении из любви за предоставленную возможность существовать, или в большой ненависти и противлении как Существу, от единения с Которым они отреклись и ради отдельного от него существования вынуждены творить действия, диаметрально противоположные Его воле.

Сатана́ (от ивр. שָׂטָן‎, сатан — «противник», «клеветник») —  главный противник Бога и небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели.

В ряде книг Ветхого Завета Сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника. В Евангелиях указывается, что Сатана пал с неба.

Апостол Павел утверждает, что Сатана способен преображаться в ангела света. В Апокалипсисе Сатана выступает как Дракон и Дьявол — предводитель темных ангелов в битве с архангелом Михаилом .

Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин.8:44) — предводителем мятежа против Бога. Из пророчества Исаии (Ис.14:12) взято «ангельское» имя Сатаны — הילל, переводимое как «Светоносный» (слав. Денница, лат. Люцифер). Вслед за ним последовала часть ангелов, превратившихся в демонов.

• На страницах Библии, в книге Бытие, Дьявол впервые появляется в образе змея, обольстив первых людей. (Быт 3:14-3:15).
• Библия описывает Сатану также в образе Левиафана. Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон.
• Иисус Христос полностью и окончательно победил Сатану, взяв на себя грехи людей, умерши за них и воскресши из мертвых (Кол.2:15).
• В Судный день Сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет (Откр.20:2—3). Через тысячу лет он будет освобожден на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр.20:7—10).

Сатана имеет в Библии следующие имена:

• Аваддон (ивр. אבדון‎ — «истребление»), Аполлион (греч. Απολλύων) — «губитель») и Ангел Бездны (Откр.9:11)
• Большой Красный Дракон (Откр.12:3)
• Веельзевул (Мат.12:24)
• Велиар (2Кор.6:15)
• Великий Дракон (Откр.12:9)
• Диавол (Лук.8:12; 1Пет.5:8)
• Дракон (Откр.20:2)
• Древний змий (Откр.12:9, Откр.20:2)
• Жестокий ангел (Прит.17:11)
• Злой ангел (Пс.77:49)
• Злой дух от Бога (1Цар.16:14, 16:23; 1Цар.18:10; 1Цар.19:9)
• Искуситель (Мат.4:3; 1Фес.3:5)
• Князь бесовской (Мат.12:24)
• Князь Мира Сего (Иоан.12:31; Иоан.14:30; Иоан.16:11)
• Лживый дух (3Цар.22:22)
• Лукавый (Мат.13:19)
• Отец лжи (Иоан.8:55).

Луцифер (лат. Lucifer, слав. Денница) — «светоносец», «сын зари», «несущий свет» (см. Ис.14:12).

Дьявол (от др.-греч. διάβολος — лукавый, клеветник.) В Новом Завете выступает как «князь мира сего». (Иоан.12:31).

Веельзевул (ивр. בעל זבוב‎, Вельзевул, Баальзвув, Баал-Зебуб — «Повелитель мух») — имя одного из ханаанейских божеств, упоминающегося в Ветхом Завете. В период написания Нового Завета было одним из принятых имен Сатаны в иудаизме (Матф.10:25; Матф.12:24).

Вот как представляет нам Демона М. Лермонтов в повести "Демон".

    I

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред  ним теснилися  толпой;
Тex дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие  караваны
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья.
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый...
И много, много... и всего
Припомнить не имел он силы!

    II

 

Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед  за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья -
И зло наскучило ему.

....

 

---

Диалог не дописан.