Патологии сознания и психотерапевтическая работа с ними методом маскотерапии

Тезисы выступления С.А.Кравченко на Всероссийской научной конференции «Проблема сознания в междисциплинарной перспективе», организованной Институтом Философии РАН и Научным советом РАН по методологии искусственного интеллекта (НСМИИ РАН) 29-30 марта 2012 г.. Выступление состоялось 30 марта в 14-00 на секции 4 «Психические явления и сознание» вместо доклада Назлояна Г.М.

Название доклада: Патологии сознания и психотерапевтическая работа с ними методом маскотерапии.
Прежде чем руководствоваться умозаключениями чьего-либо сознания, нам надо удостовериться, что это сознания находится в пределах нормы. Прежде чем доверять выражению «Если я мыслю, значит я существую», следует иметь неоспоримые доказательства, что сознание мыслящего человека не подменено иным сознанием, как это часто бывает при патологиях сознания.

Опыт работы с людьми в состояниях душевных расстройств в рамках Института маскотерапии Г.М.Назлояна и за его пределами дает мне основания утверждать, что человек не всегда мыслит своим сознанием. Если душевно больной считает себя Кантом или Наполеоном, и при этом его мышление может быть достаточно совершенным, мы не можем быть уверены, что в нем присутствует его сознание. В этом случае мысли и чувства принадлежат иному сознанию, но они заполняют тело и мозг человека с душевным расстройством.

Такие люди и в зеркальном отражении не узнают себя, отвергают свое отражение, считая себя иными. Бахтин в свое время эти состояния в cвоем произведении «Человек у зеркала» выразил следующими словами: у меня нет точки зрения на себя, не я гляжу на мир сквозь мои глаза. А один из моих клиентов как-то однажды выразил состояние подмены своего сознания чужим сознанием следующими словами: я гляжу на мир Вашими глазами.

Потеря своего лица, обезличенность — распространенное свойство человека массовой культуры и оно сродни потере своего сознания и подмены его иными сознаниями. Обезличенный человек, или человек, потерявший свое лицо — это человек, потерявший и свое сознание, свои ориентиры, цели, ценности и смыслы, это человек руководимый чужим сознанием. Можем ли мы утверждать, что в этом случае обезличенный человек имеет сознание и мы можем доверять его умозаключениям?

В истории человечества мы можем проследить следующую закономерность: совершенствование в восприятии и изображении человеческого лица в скульптуре всегда сопровождается совершенствованием восприятия и изображения мира. Первобытные общества имели примитивное восприятие человека, создавали примитивные скульптуры лица и имели примитивное восприятие мира. Совершенства в восприятии лица и в создании скульптурных портретов человечество добилось в времена Древней Греции и Рима, что значительно повлияло и на ваятелей Эпохи Возрождения. Именно представителей мысли Древней Греции и Рима считаем мы стоящими у истоков современной мысли, цитируя их в начале любой серьезной научной работы.

К нашему времени восприятие человека и мира значительно упрощается, что нашло свое отражение в изображениях человеческого лица. Сейчас мы часто встречаем изображения с примитивными лицами, или вовсе без них. Есть тела, но нет лиц. Время отсутствия лиц, отсутствия личностей и сознаний.

Обезличенность вышла за пределы отдельных личностей, распространившись на группы людей, семьи, сообщества и целые страны. Страна без своего лица — достаточно распространенное явление в современном мире.

Для возвращения лица людям, группам и странам необходимо пройти путь его поиска и возрождения. Многим из нас нужна своя Эпоха Возрождения.

Только тогда мы можем вернуться к исследованиям СВОЕГО сознания.