Психологическая практика

Опыт мне пришел в результате многолетней психологической практики (1993-2008 гг.) и изучения опыта других мастеров психологии: психоанализа З.Фрейда, аналитической психологии К.-Г.Юнга, индивидуальной психологии А.Адлера, трансактного анализа Э.Берна, логотерапии В.Франкла, гипноза Э.Эриксона, трансперсональной психологии С.Грофа, маскотерапии Г.Назлояна и др. На фото они соответственно представлены.

Мои учителя психологии

Моя теория личности была сформулирована с целью объяснить личный уникальный опыт, и придать ему системность.

Основные постулаты теории личности:

    Личность многогранна, неповторима и неисчерпаема. Тело человека, и особенно лицо, -  сложная символическая система, отражающая знаки скрытых смыслов глубин души, проявляющихся все более отчетливо по мере развития человека в осознании себя и окружающей его жизни.

    Вместе с этим, личность постоянно отражает в себе влияния иных личностей, тем самым обучаясь, подражая, отождествляя себя с другими, тем самым приобретая опыт, а иногда и перевоплощаясь в других, "теряя себя". Часто в процессе избыточного взаимодействия в наш век массовой культуры человек "теряет свое лицо", что проявляется в непонимании себя, своих целей и смысла собственной жизни.
    В крайних формах проявления феномена "потери лица" личность считает себя другой личностью, и даже именует себя иным именем, считая свое имя неприемлемым. Бывает и так, что другая личность полностью заполняет все сознание человека, заставляя его жить не свою жизнь, а подражать жизни другой, чаще всего более яркой личности, и не всегда с настоящего времени.*
    "Потеря своего лица" приводит к искажению восприятия себя и своей жизни, к искажению осознания себя и понимания других людей. В финале происходит разрыв  адекватных взаимодействий с самим собой, с людьми и со всем материальным миром. Человек теряет связь со своими природными способностями, тем самым теряя конкурентоспособность в жизни личной, семейной, профессиональной или общественной.
    Психолог в таких случаях, применяя методы маскотерапии, может помочь "вернуть лицо" личности, тем самым возвращая человеку адекватность самовосприятия, что в свою очередь влечет за собой развитие адекватных отношений с людьми и миром.
    "Возвращение лица" сопровождается возвращением понимания своего тела, усилением жизненной энергии и улучшением чувств относительно себя, других людей и всего мира. На следующем этапе "возвращения лица" происходит слияние со своим этносом, что значительно улучшат половую идентификацию и усиливает потенциал к продолжению рода.
    На более высоких уровнях постижения Лица своей личности человек способен осознать корни своих склонностей, ценностей и способностей, что благотворно сказывается в выборе вида и направления деятельности личной, профессиональной и общественной. Могут открыться яркие таланты и особенные способности в восприятии других людей и мира как материального, так и духовного.

Первые 10 минут выступления С.А.Кравченко на семинаре в МГУ 11 ноября 2008 г., в котором были затронуты и некоторые элементы теории личности.

Практика в настоящий момент включает в себя следующие виды деятельности:

    Психологическую диагностику состояний человека, скрытых мотивов деятельности и отношений к себе, к людям и к миру. В результате диагностики могут быть выявлены потенциальные способности человека, неосознаваемые цели и ценности. Диагностика может проводиться как с помощью стандартных тестов (в том числе и компьютерных), так и методом изучения жизненного пути клиента в диалоге с ним и его близкими, в том числе с помощью фотоальбомов.
    Психологическое консультирование, которое является следующим этапом работы. Используя данные психологической диагностики, психолог-консультант в диалоге с клиентом может способствовать преодолению его проблем, развитию его личности и раскрытию потенциала.Скульптурный автопортрет С.А.Кравченко
    Наиболее действенный вид помощи - психотерапевтическая помощь. Психотерапевтическое консультирования может проходить как в традиционных классических техниках психоанализа и аналитической психологии, так и с применением методов маскотерапии. Методы маскотерапии включают в себя три основные техники: портретирование, автопортретирование и боди-арт (терапевтический грим или портрет по лицу). Портрет может быть скульптурным, живописным, графическим или фотопортретом. Боди-арт выполняется с помощью театрального грима, или красок на водной основе. Основная задача маскотерапии - выявить истинное Лицо личности, объединив вокруг него все потенциальные способности личности, тем самым преодолевая кризисные моменты жизни и стимулируя развитие.
    Тренинги, семинары, лекции или выступления.
    Создание научных работ и научно-популярных  статей.
    Особым пунктом моей практики в настоящее время является психология предвидения (изучение способности человека к предвосхищению будущего). Следует отметить, что феномен предвосхищения будущего значительным образом связан не только с конкурентоспособностью человека в мире, но и с душевным и физическим здоровьем человека. Связь предвидения и лечения - еще один из вопросов моих исследований.
    Вопрос создания технологии экспертной системы предвидения занимает меня в настоящий момент более всего, так как применение уникальных способностей человека в современных технологиях прогнозирования будущего на мой взгляд является передним краем науки 21-го века. Предвидение будущего, как для отдельного человека, так и для социального сообщества (группы, коллектива, этноса, страны и др.) переоценить сложно. С целью развития знаний и объединения усилий вокруг темы предвидения будущего мы с коллегами создали Центр предвосхищения.

***

* Теорию В.Франкла - логотерапию - можно рассмотреть с позиции отношения человека к разным временам своей жизни. Важна взаимосвязь силы жизни, ее смысла и присутствия смыслов в разных ее временах. Таким образом, теория Франкла становиться частным случаем  моей теории личности, которую можно назвать временной теорией личности.

В свое время З.Фрейд связал причины душевных расстройств с прошлым человека. Другими словами, психоанализ Фрейда построен на том, что человек должен вспомнить причину душевного расстройства, которая может быть скрыта в глубоком детстве. В прошлое человека Фрейд относил и первопричины его личности.

Впервые о причинах формирования и функционирования личности, находящихся не в прошлом заговорил К.Г.Юнг. В некоторых его работах есть также предположения, что первопричины душевных процессов могут находиться в будущем. Например, Юнг фиксирует несколько случаев в своей практике, где причиной переживаний в настоящем были предвидения будущего.

С.А.Кравченко развивает данное направление теории личности, утверждая, что смысловые первопричины душевных процессов находятся как в прошлом (по Фрейду), так и в будущем (предвосхищение будущего). Данное утверждение не исключает смысловые и физические причины психических функций в настоящем времени. В число таких причин входит и экстрасенсорное восприятие событий трех временных измерений, выходящих за рамки жизни отдельной личности. Частично последнее утверждение раскрыто в работах С.Грофа.

Э.Берн в своем трансактном анализе дал пример выявления «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. С.А.Кравченко развивает это положение, утверждая , что возможно появление в жизни личности новых сценариев благодаря измененным состояниям сознания, одним из которых является сон и сновидения.

По образцу Э.Берна С.А.Кравченко расширяет свой психоанализ за счет «структурного анализа», при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных жизненных ситуациях, выделяются помимо трех состояний (Родитель, Взрослый, и Ребенок), еще множество (теоретически бесконечное) других состояний, в том числе и те, которые К.Г.Юнг называл архетипическими.