Скульптура в полный рост

Скульптура_маскотерапияСкульптура в полный рост в практике маскотерапии применяется редко по нескольким причинам.

Во-первых, чаще всего для полного преодоления душевных проблем вполне достаточно портрета.

Во-вторых, большинство душевных проблем связаны только с лицом и всего тела чаще не касаются.

В-третьих, скульптура в полный рост требует особых условий исполнения, что тоже не маловажно в режиме дефицита рабочих площадей и того, что не каждый клиент может обнажить свое тело для позирования.

В-четвертых, скульптура в полный рост требует большей самоотдачи психотерапевта-скульптора, перегружает его объем восприятия большим количеством форм, которые необходимо уловить для портретирования и теми скрытыми за символами тела смыслами, которые необходимо распознать.

В связи с этим следует отметить, что наряду со скульптурой в полный рост чаще всего отдельно, иногда другим терапевтом, выполняется и психотерапевтический портрет клиента, что позволяет более детально прорабатывать формы, символы и смыслы его лица.

Если принято решение делать скульптуру в полный рост, достигнуто соглашение с клиентом, созданы условия работы и данный процесс начался, то возникает еще целый ряд проблем, которыми невозможно пренебречь. Их необходимо решать, так как от этого зависит качество самого процесса создания скульптурного портрета в полный рост и не только в рамках маскотерапии.

Первое, что останавливает процесс скульптурного портретирования, - клиент не знает, как ему стоять. Опытом позирования для скульптурной работы обладают очень немногие, и, как оказывается, это не так уж просто. Человеку вообще не свойственно длительное время просто стоять на виду у других людей в обнаженном виде. Да и в одетом виде не каждый из нас способен длительное время стоять в одной позе. Не может этого и клиент. Ему очень необычно демонстрировать свое тело, что, с одной стороны, вызывает стресс и акцентирует его внимание на собственном теле, являясь благоприятным фактором в маскотерапии, с другой же стороны, отсутствие опыта позирования мешает созданию скульптуры. Клиент все время меняет позы, не может найти места своим рукам, жестикулирует, так как психотерапевтическая беседа в это время длится непрерывно. И только к концу первого сеанса удается согласовать с клиентом его основную позу, что, конечно же, во втором сеансе постоянно им нарушается и вносит сбои в работу.

Психотерапевт-скульптор должен постоянно ловить моменты, когда клиент в своих движениях на некоторое время занимает нужную позу, и уточнять общие пропорции, направление и соотношение больших форм скульптуры. Когда же клиент находиться в иных позах, приходится работать над формами головы, и другими мало изменяющимися формами.

Душевная проблема, которая является ключевой для клиента, непременно найдет отражение в его теле. Но сазу возникает вопрос о норме, идеале, который мог бы нам служить эталоном, с которым мы бы соизмеряли свои оценки. Сознание, скользнув по линии истории культур и цивилизаций, естественно останавливается на скульптуре древних греков, открывших и отразивших в свое время совершенные формы человеческого тела в мраморе. Мы можем, следуя древнему изречению, предположить здоровый и совершенный дух в совершенном и красивом теле. Здоровый дух в здоровом теле. Обратите внимание, что выделялся именно здоровый дух, а не абстрактное здоровье, которому сложно найти определение без обращения к понятию духа.

В психотерапевтической практике невозможно обойти сферу духа, и эта сфера вопиет в теле клиента. Указав ему об этом, мы даем ему возможность, и возможно это впервые, визуально наблюдать свой дух как тело. Клиент начинает более внимательно относиться к своему телу, разглядывает его не только в кабинете психотерапевта при скульптурном портретировании, но и дома перед зеркалом. Вначале клиент уделяет внимание своей осанке и тем чувствам, которые сопровождают разные положения тела. Затрагивается тема веса тела. Обсуждаются различные части тела, их пропорции и соотношение.

Одним из важных моментов в психотерапевтическом портретировании в полный рост является то, что клиент часами сосредотачивается на восприятии своего тела, его особенностях, отличии от других тел, эталонных, идеальных. Пусть идеал и недостижим, но он начинает маячить на горизонте сознания клиента, иногда превращаясь в цель жизни на некоторое время. За беседой о телесном идеале непрестанно следуют мысли об идеалах духовных, что очень важно при той дезориентации, которая свойственна душевному расстройству.

Прикосновение к скульптуре
Прикосновение к скульптуре как отдельная тема, которой может завершаться каждый сеанс. Иногда такое прикосновение дает неповторимый опыт переживания. Возникает чувство прикосновения к младшему живому (оживающему) существу, которое и податливо, и одновременно имеет внутреннее сопротивление материала. Податливость возникающего существа связана с мастерством психотерапевта-скульптора и с формой его сотрудничества с клиентом, без которой новое в материале и в душе не творится.
 

Рисунок: 

Рекомендуемые термины: