Влияние портрета

портрет дориана греяПортрет - вещь непростая. Если "человек создан по образу и подобию...", то и портрет есть отражение частицы божественного (идеального), и несет в себе так-же и обратное влияние. Как, например, несет влияние икона любого святого, на тех, кто обращается к ней за помощью. Так и сам портрет может влиять на самого изображенного или на его родственников (эффект Рода). Если, конечно, зеркало (в виде художника) не будет слишком искажено.

В.Проклов, художник.

Эффект Рода — сходство черт лиц людей, имеющих между собой генетическую и/или психологическую связь. При этом важно подчеркнуть, что первопричина психологического влияния находится не в самом человеке, а в уникальном архетипе, выходящем далеко за пределы сознания отдельной личности. Психологическая связь может возникнуть между родственными душами и без непосредственного контакта, но через восприятие изображений людей и даже через переживание сновидений или других измененных состояний сознания, в которых присутствует лицо яркой личности — лицо архетипа. Влияние лиц ярких личностей выходит за пределы времени и настолько велико, что по наблюдениям, например, Пикассо "среди людей больше копий, чем оригиналов." Вместе с этим, влияние портретов героев, победителей, лидеров и других знаменитостей на лица и души людей трудно переоценить. К этой же категории влияния относятся и изображения богов или святых. Осознавая глубинную архетипическую первопричину лица уникальной личности, следует признать и тот факт, что архетип всегда проявляется в лице конкретного человека только благодаря соответствующему образу жизни.

Художник как зеркало — распространенная, но упрощенная метафора. Если бы зеркало могло накапливать в себе опыт переживаний, усложняться в своем восприятии и отражении, вкладывать в отражение свое отношение к нему, влиять на отражение своим видением мира, то и тогда бы мы не смогли сравнить его с художником. Зеркало ничего не создает, но только отражает. И это основное отличие его от художника. В портрете художник создает из неживых материалов - одухотворенный образ, из хаоса — гармонию.

"Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их."
"Где дух не водит рукой художника, там нет искусства."
"Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника."

Леонардо да Винчи.

 

Создать портрет и/или автопортрет можно только через познание портретируемого, через душевное родство и единение мыслей и чувств, когда общий дух витает над портретом, художником и натурой и управляет всем, в том числе и рукой художника. Такое состояние часто называют творческим вдохновением, но при этом не следует забывать, что в ряду состояний сознания оно принадлежит не обычному бодрствующему состоянию, а входит в число измененных состояний сознания (ИСС).

Истинные художники во все века были ближе к Богу. "Искусство - это сотрудничество Бога и художника, и чем меньше участие художника, тем лучше."

В психотерапии автопортрет на первоначальных этапах носит диагностический характер. Любое искажение содержит скрытые смыслы, которые могут быть осознанны через ассоциации. Например, портрет напоминает первобытного человека, что вызывает ассоциации о первобытной этике портретируемого — доморощенный социалдарвинизм.

Социальный дарвинизм - социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Ч.Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе.

 

Сложность эффекта влияния завершенного портрета (или автопортрета) может быть в том, что образ, отраженный в портрете не стареет, но сам предмет (холст, рама и краски) испытывают влияние времени, то есть стареет синхронно с самим портретируемым.
Портретируемый при концентрации на образе может отождествлять себя с тем собой, который застыл при создании портрета во времени, и через много лет переживать от этого отождествления омолаживающий эффект. Вместе с этим понимая, что портрет «старый», то есть ему много лет.
Умирая, когда прекращается восприятие портрета и отождествление наблюдателя с ним, уходит и омолаживающий эффект портрета.
Для внешнего наблюдателя образ портрета — молод, а умерший человек — стар.
В романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» автор описал именно омолаживающий эффект портрета, но смешал внутреннего наблюдателя героя, который получал от портрета омолаживающий эффект, и внешних наблюдателей, придав всему гипертрофированный вид.

Term reference: