Образ демона

демонВо время психотерапевтического портретирования зависимый от алкоголя пациент признается, глядя на портрет, что порой он чувствует себя демоном. Что чему является причиной, алкоголь вызывает уподобление себя демону или идентификация с демоном вызывает тягу к употреблению алкоголя, определить сложно.

Не исключаются и иные причины, но на данном этапе, когда всплывает память об идентификации с демоном, для терапии зависимости важно разобрать именно эту причинную взаимосвязь. Данный пример не является единичным и всегда вызывает растерянность у терапевта и у родствеников пациента.

Христианская традиция считает демонов злыми слугами Сатаны, обитающими в аду, но способными бродить по свету, разыскивая готовые к падению души. Именно в этой интерпретации пациент воспринимал образ демона.

Во время непроизвольной концентрации пациента на образе демона и автопортрет приобрел зловещие черты. Беседа с пациентом проводилась перед его портретом. Образ демона словно участвовал в беседе терапевта и пациента.

Важно было довести до сознания пациента, что архетип Тени согласно аналитической психологии Юнга может осознаваться как демон, но главное установить диалог с этим архетипом (трансцендентальная функция), а не вытеснять его из сознания. Примером такого диалога может послужить «Фауст» Гете.

В терапевтической работе пациенту важно научиться вети диалог с демоном как с образом бессознательного. Демон - как природная животная сила человека и часть его бессознательного. Диалог и сотрудничество, а не вытеснение и противопоставление — основа развития личности, дающая опыт развития отношений и с социальной средой, где могут проявляться подобные образы.

Определения:

Де́мон (др.-греч. δαίμων, «божество») — собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами. В ранних источниках различие между терминами «демон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь демонов исключительно с силами зла или добра. Демоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро. В христианской традиции, как и в иудаизме, произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческим традициям (а вслед за зороастризмом — и ведические Дэвы). К этой же категории были отнесены все зловредные духи. Духи, не отпавшие от Бога, называются ангелами. Отсюда же происходит христианское представление о демонах, как о падших ангелах, утративших благосклонность (милость) Господа.

Христианская традиция считает демонов злыми слугами Сатаны, обитающими в аду, но способными бродить по свету, разыскивая готовые к падению души.

Term reference: