Предвосхищающий портрет

Портрет Капицы и СеменоваО статье Ю.А.Лебедева «Мы пока не знамениты…», «Наука и жизнь» № 10, 2011. (Новый портрет П.Л.Капицы и Н.Н.Семенова как проявление эвереттичности в живописи).

Центральным моментом статьи Ю.А.Лебедева, на мой взгляд, является факт предвосхищения своей судьбы молодыми учеными П.Л.Капицей и Н.Н.Семеновым, который подтвержден словами Б.М.Кустодиева, и описан в книге А. И. Алексеевой «Солнце в день морозный (Кустодиев)». Капица и Семенов в свое время сказали Кустодиеву следующее: "Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас". Автор статьи Ю.А.Лебедев вынес в заголовок часть именно этих слов.

Капица и Семенов этими словами засвидетельствовали свойственное им в то время осознанное предвосхищение своих судеб, и, по всей видимости, в связи с этим нуждались в портретировании, так как или знали важность данного процесса для становления личности, или чувствовали интуитивно, что надо пройти портретирование как инициацию и укрепление личностей в фиксировании своих уникальных лиц! Они понимали тогда, что входят в такие миры научного знания, которые ранее для других были неведомы, и чувствовали, что для сохранения себя в этих мирах от душевных расстройств они должны укрепить связь со своим лицом.

Важен и тот исторический факт, что маститый художник согласился написать портрет двух молодых и никому не известных ученых после слов, в которых они предвосхищали свою судьбу! Видимо Кустодиев, благодаря своей художественной натуре, не только присоединился к их предвосхищению, но и развил его, зафиксировав это в талантливом двойном портрете.

Можно предположить, что портрет сыграл в судьбах Капицы и Семенова не второстепенную роль, и они это чувствовали, и, возможно, понимали, длительно всматриваясь в холст во все последующие году, которые были насыщены, как известно, великими научными победами, и, вероятно, великими сомнениями и неопределенностью. Портрет выделил их в суетной революционной жизни страны и отделил их от нее. Портрет рукой мастера не только отграничил их от безликой толпы, и был для них словно остров в бурлящем и меняющемся океане советской действительности, но и отгранил их личности, подчеркнув в лицах становящихся ученых уникальное. (Более подробно о влиянии портрета на личность можно узнать в книге "Маскотерапия").

Портрет создал особую реальность, мир, который содержал в себе тот первоначальный молодой и предвосхищающий потенциал двух ученых, которого, возможно, не всегда хватало им в окружающей реальности, реальности для всех. Мир портрета зримо, или в памяти Капицы, Семенова и тех, кто его видел хотя бы однажды, не только существовал отдельно, но и постоянно влиял на обыденный мир.

Если учесть, что портрет молодых ученых создавался не в один присест и при множестве очевидцев, среди которых был и такой знаменитый в то время человек как Шаляпин, то можно также утверждать, что и сам процесс портретирования сыграл в судьбах ученых важную роль.

Кустодиев картина Праздник в честь конгрессаКустодиев, используя сюжет двойного портрета молодых ученых в картине "Праздник в честь 2-го конгресса ...", выделил его композиционно, поместив в центр произведения, подчеркивая тем самым еще раз значимость предвосхищения судеб Капицы и Семенова. Он сделал попытку совместить два мира на одном холсте, мир реальных событий празднующей толпы и предвосхищенный мир двух гениальных ученых. Настоящее и будущее сошлись в одной работе. Уже тогда, подобно магу, художник зафиксировал в настоящем предвосхищенное будущее, изображая Семенова старше....

Автор статьи Ю.А.Лебедев в ее финале делает и собственное предвосхищение будущего, пророча новое мировоззрение, зреющее в недрах физики и химии, и «которое сделает толерантность одним из краеугольных камней морали глобальной цивилизации, а искусство – одним из важнейших инструментов познания многообразия реальностей».

Пророчество или предвосхищение дополняет настоящее, делая его совершеннее. Но что мы имеем при их отсутствии? Быт, ежедневную суету и разрыв с той частью мира бессознательных процессов души, в рамках которых и начинается тайна взаимодействия с будущим.

Бессознательные процессы чаще всего скрыты, и видеть их след нам помогает искусство. Они незримо присутствую в жизни людей, склонных к предвидению будущего. По всей вероятности, именно такими людьми были Капица и Семенов, Кустодиев и Булгаков. Первые два предвосхитили свои судьбы, последние — отразили свои и чужие предвосхищения в произведениях искусства.

Статья Ю.А.Лебедева касается вопроса предвосхищения, его отражения в настоящем и влияния на людей, как в настоящем, так и в будущем. Эта тема не может быть познана и раскрыта без специального понятийного аппарата и признания существования разнообразных миров мироздания.

На этом этапе осмысления идей Ю.А.Лебедева осознаю, что увидел в его статье только ту сторону мира, которую мне свойственно видеть, и которую я изучаю как исследователь. Данное утверждение предполагает, и я частично осознаю, что в статье существуют и другие стороны, которых я не коснулся в своих комментариях, но которые не менее важны, чем та, что мне удалось описать.

Возможно, избыточно говорить о важности собирания видений множества миров и знаний о них, но я все же подчеркну. Мало сказать, что человек становиться мудрее, и от этого сильнее, если знает помимо обычного восприятия еще что-то. Человек сможет познать самые сокровенные тайны мира (что есть время и жизнь, например, и др.) только в том случае, если научится собирать все миры в одно знание ...

Для справки:

Лебедев Юрий АлександровичЮрий Александрович ЛЕБЕДЕВ - руководитель Международного центра эвереттических исследований (http://www.everettica.org).

Рекомендуемые термины: