Право на «Стоп»

На любом этапе психотерапии, реабилитации или развивающих отношений с любой стороны может быть реализовано право на «Стоп», то есть право на остановку процесса взаимодействия. Резкую и бескомпромиссную.

Такое право следует обговорить в самом начале процесса. Психотерапевт или педагог не только должен иметь такое право, но и применять его в ситуациях, которые требуют дополнительного времени на осмысление и осознание происходящего, например, когда ситуация выходит из под контроля, или когда возник исключительный момент.

Такое же право важно дать и клиенту-пациенту (ученику), когда ему кажется, что он находится в невыносимой ситуации, когда ему задали очень «неудобный» вопрос, когда он устал или у него есть потребность в перерыве.

Такое право может применяться достаточно системно, с определенной периодичностью, например, каждую седьмую единицу времени. Другими словами, каждую седьмую минуту, или через каждые 14-15 минут, каждую субботу-воскресенье необходимо брать паузу (перерыв) для осмысления того, что происходит в настоящий момент, на задание вопросов, например, такого характера: ты кто, чего ты в жизни хочешь, почему ты выбираешь именно это слово или поступок, кто в настоящий момент в тебе говорит, что тебе это напоминает?

В длительной серии сеансов каждая седьмая встреча может быть посвящена осмыслению прошедших встреч. Это помогает увидеть динамику и суть происходящего, подвести некоторые промежуточные итоги, скорректировать что-то и наметить перспективы. Не исключено, что и каждый 6-7-й год нашей жизни может быть периодом покоя и подготовкой к следующему. А шестое-седьмое десятилетие — осмыслением прожитой жизни и подготовкой к переходу в другой мир.

Наше право на «Стоп» заложено в ритмах активности психики человека. Давно замечено, что концентрация внимания аудитории спадает через 15 минут выступления лектора. Потому именно с такой периодичностью необходимо давать аудитории возможность расслабиться, осмыслить происходящее, задать вопросы, обменяться мнениями и тому подобное.

Наблюдения за работой человека в стрессовой ситуации показывают, что именно через 15 минут начинает резко снижаться наша способность к точному восприятию настоящего момента и возникают картины воспоминаний, сменяемые картинами воображения будущего. А следующим этапом работы сознания является выход за пределы времени в состояния транса, когда уже все происходит по инерции.

Если умело пользоваться правом на остановку взаимодействия любого характера, в том числе и психотерапевтического, то можно достичь больших результатов с меньшими усилиями, так как ритмы, заложенные в природе человека, будут согласовываться с волевыми усилиями источника активности.

Ритмы своей природы человек чувствовал и, вероятно, точно знал во все времена своей истории, так как они заложены в основания культур и цивилизаций, мировых религий и духовных практик. Во все времена периоды активности сменялись паузами выхода за пределы настоящего в специально созданных для подобных трансов условиях. В состоянии молитвы или медитации, отстраненного созерцания мира отшельником или безудержного растворения себя в вихрях карнавалов и других вакханалий. При этом, если нет специальной длительной подготовки в духовной практике и практике саморегуляции, позволяющей входить в трансовое состояние, человек применяет разного рода психоактивные вещества.

Право на «Стоп», заложенное в природе человека, которое он реализует в течении всей свое истории становления, и которое структурно включено в культуру, в том числе и в религию, атеистическим сознанием и сознанием, отстраненным от древних ритуалов и духовных практик, практикуется в алкоголизме и в наркомании нашего времени. Следует подчеркнуть - атеист в алкоголизме и наркомании чувствует серрогат духовной или религиозной практики, создавая свои ритуалы и субкультуру.

Алкоголизм и наркомания — лицо атеистического мировоззрения в момент, когда атеист пытается приблизиться к своей истиной природе и познать глубину мира. Трансовые состояния алкоголика и наркомана — бледное подобие трансовых состояний, которые практикуют адепты духовных практик. Более того, опыт переживаний, открывающийся в духовной практике имеет необходимое толкование в рамках той философии мира, которая сопровождает данную практику. И это способствует интеграции необычного опыта в структуру личности и ее развитию.

Что же касается опыта переживаний алкоголика или наркомана, который порой тоже бывает  необычно глубоким и уникальным, то можно утверждать, что он не может быть объяснен с точки зрения атеистического мировоззрения и чаще всего травмирует душу.

Таким образом, право на «Стоп» в полной мере не достигает своей цели — не дает его применителю того результата, которое это право призвано дать. Атеист алкоголик или наркоман не достигает познания своей природы, а разрушает ее основание и тот компас (чувствительность души к скрытому, непроявленному миру), который может вести его по жизни.

Term reference: