Предвидение

Предвидение - одна из форм предвосхищения будущего.

Социальное предвидение является формой опережающего отражения действительности, представленной благодаря интуиции в сознании отдельной личности в виде образа визуального, звукового или иного, и направленной на постижение общественных явлений, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.

Как мы подошли к этому определению?

В отечественной философии и социологии проблемы предвидения наиболее полно отражены в работах Э-А.Араб-Оглы, И.В.Бестужева-Лады, А.М.Гендина, В.В.Косолапова, В.А.Лисичкина и др. В их работах нашел отражение поиск более точной интерпретации различных форм предвидения и его соотношения с прогнозированием.[1]

Тема конкретизации понятия социального предвидения, определения различных его форм и разграничение с другими близкими понятиями достаточно актуальна, так как термин предвидения всегда имел множество определений и часто смешивалось с другими близкими ему понятиями, такими, например, как прогнозирование, предчувствие, предсказание и др.

Если мы проведем исследование понятия «социальное предвидение» и обозначим основные подходы к нему, в том числе  и его соотношение с другими близкими понятиями, то увидим, что у разных авторов  встречаются разные варианты определения этого понятия. Более того, существуют и разные соотношения понятия предвидения с другими понятиями, близкими ему. Основанием такого отличия  на наш взгляд являются различные методологические платформы, на которых строят свои определения авторы.

Ниже приведена таблица, где можно более наглядно сравнить определения разных авторов. Здесь представлены определения И.В.Бестужева-Лады, Ж.Т.Тощенко Л.В.Лескова, Б.С.Сивиринова и И.А.Величко.

Таблица 1.

Определение понятия «социальное предвидение»

Автор и источник

1

Предвидение – определение явлений природы и общества, относящихся к будущему или неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению. Является по существу информационным (описательно – познавательным) аспектом опережающего отражения как имманентного свойства высших форм материи.

Бестужев-Лада И.В. Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995. с. 865.

 

2

Социальное предвидение представляет собой форму опережающего отражения действительности, направленную на определение общественных явлений, относящихся к будущему или неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению и использованию в теории и практике управления.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Прометей. Юрайт,1998, с.407.

3

Знание будущего, представленное в виде образа, визуального, звукового, иногда - запаха, ощущения тепла, света и т. п., называется предвидением.

Величко И.А. Пророчество как особый способ предвосхищения социального будущего. Автореф. дис. канд. филос. наук. М. 1998.

4

Предвидение будущего – это знание альтернативных вариантов, открывающее практическую возможность управляющих воздействий на вектор исторического процесса. Поскольку спектр альтернативных «целей» эволюции – виртуальных аттракторов ясен тому, кто обладает таким знанием, можно говорить, что будущее способно оказывать влияние на ход истории. Спектр альтернативных аттракторов эволюции определяется внутренними свойствами социальной системы.

Лесков Л.В. Футуросинергетика: универсальная теория систем. Научно-учебное пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – с.50-51.

5

Предвидение - способность ожидать и оценивать будущие события с целью вырабатывать стратегию, чтобы предотвратить будущие опасности и использовать будущие возможности. Человек проявляет предвидение, будучи в состоянии развить успешные долгосрочные стратегии и будучи подготовленным к вероятным непредвиденным обстоятельствам.

Edward Cornish. Futuring: The Exploration of the Future.WORLD FUTURE SOCIETY.Web site http://www.wfs.org.

Данное определение не проанализировано в тексте.

6

Основа социального предвидения – это социальная перспектива, которая есть не просто сумма социальных объектов, представленных в образах сознания, а общее динамическое единство объектов и явлений этого социокультурно-природного мира, это «видение», которое предполагает наличие «смотрящего» субъекта.

Сивиринов Б.С. Феномен социальной перспективы в современной социологии. Методологические основания социального прогноза и управления: Дис…. д-ра социол. наук: 22.00.01. Москва, Про-Совт-М, 2005. с. 237-238.

 

 

Если  мы проанализируем первое определение И.В.Бестужева-Лады, то увидим, что предвидение «является по существу информационным (описательно – познавательным) аспектом опережающего отражения как имманентного свойства высших форм материи», и человек, с его способностями к предвидению относится к высшей форме материи.

Ж.Т.Тощенко считает социальное предвидение просто формой «опережающего отражения действительности», направленной на определение общественных явлений, «относящихся к будущему или неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению». «Информационный аспект опережающего отражения как имманентное свойство высших форм материи» у него уже отсутствует, что может нам говорить о меньшей выраженности у данного автора методологических оснований материалистической диалектики.

Еще более сдержана в определении социального предвидения И.А.Величко, констатируя, что знание будущего, представленное в виде образа, визуального, звукового, иногда - запаха, ощущения тепла, света и т. п., называется предвидением.

Не следует упускать и временную составляющую, которая у первых двух авторов (И.В.Бестужев-Лада, Ж.Т.Тощенко) присутствует в определениях в следующем виде: «определение явлений «относящихся к будущему или неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению», тогда как  у И.А.Величко отношение ко времени более определенное – «знание будущего, представленное в виде образа».

Как видим, первые два автора  считают процесс предвидения в некоторой степени процессом обезличенным, лишенным какой бы то ни было субъективной составляющей, выражая это фразой «определение явлений», тогда как И.А. Величко подразумевает роль субъекта в процессе предвидения, когда говорит о «знании, представленном в виде образа». По нашему мнению, это  очень значительное отличие в подходах определения понятия социальное предвидение. Первые два автора видят за понятием процесс, не выделяя роль отдельной личности в предвидении социального будущего. Для них социальное предвидение не есть поступок отдельного человека, для них это просто «определение явлений», которое протекает в каком-то внесубъективном пространстве. Что же касается определения И.А.Величко, то мы понимаем, что «знание, представленное в виде образа» не может быть коллективным достоянием, пока не возникнет в голове отдельной личности. Это важное наблюдение помогает нам внести определенную ясность и в другие определения понятий, смежные с понятием социального предвидения.

И.В.Бестужев-Лада разделяет предвидение на научное и ненаучное, а последнее на интуитивное (связанное с подсознанием), обыденное (по народным приметам на основе жизненного опыта) и мантическое (в виде пророчеств, прорицаний, «откровений», гаданий и т.п.) предвидение, считая последнее псевдопредвидением.[2] Интуитивное предвидение у него попадает в категорию ненаучных видов предвидения. По мнению Ж.Т.Тощенко «научное предвидение обычно подразделяется на естественно-научное (перспективы развития природы в целом или отдельных ее явлений) и социальное (перспективы развития личности и общества)[3].

И.А.Величко точно подмечает, что в традиционных определениях понятия предвидения именно от «степени обоснованности зависит принадлежность тех или иных предположений к определенному типу предвидения: обыденному, научному или интуитивному»[4]. При этом, так называемое подлинное предвидение отличается от интуитивного (связанного с подсознанием), обыденного, мантического и т.п., то есть неподлинного, ложного.

С нашей точки зрения, и, по мнению И.А.Величко, традиционный стереотип разделения знаний о будущем устарел и в нем смешанны понятия научного и ненаучного, истинного и ложного. Единственным показателем подлинности предвидения социального будущего может быть лишь соответствие или не соответствие действительности.

Как видно мы не можем обойти понятие научного предвидения, которое может быть определено следующим образом:Предвидение научное - вид теоретической деятельности, заключающийся в определении, описании тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.[5] И теперь мы можем однозначно дать объяснение фразе, которая встречается у И.В.Бестужева-Лады и Ж.Т.Тощенко, «определение явлений». Она же звучит и в  классическом определении научного предвидения: «вид теоретической деятельности, заключающийся в определении, описании…», где предполагается, что наука есть коллективное творчество, и отдельные факты интуиций личности о социальном будущем не могут быть основанием для определения понятия социального предвидения.

На наш взгляд, с учетом вышесказанного, является целесообразным на данном этапе исследования сформулировать новое определение понятия социального предвидения, которое с учетом данных дальнейшего исследование будет дополнено.

Социальное предвидение является формой опережающего отражения действительности, представленной в сознании отдельной личности в виде образа визуального, звукового или иного, и направленной на постижение общественных явлений, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.

Лесков Л.В., определяя предвидение как знание альтернативных вариантов, открывающее практическую возможность управляющих воздействий на вектор исторического процесса, дополняет наше определение с точки зрения футуросинергетики.[6] Его определение говорит нам больше о новом подходе в методологии познания будущего с точки синергетики, где «спектр альтернативных аттракторов эволюции определяется внутренними свойствами социальной системы».

Сивиринов Б.С., раскрывающий в своей работе[7] «феномен социальной перспективы» в современной социологии, дает новые методологические основания социального прогноза и управления, считая ее «основой социального предвидения». Его точка зрения совпадает с точкой зрения Величко И.А..  Социальная перспектива, есть не просто сумма социальных объектов, представленных в образах сознания, а общее динамическое единство объектов и явлений мира, это «видение», которое предполагает наличие «смотрящего» субъекта.

Теперь логично перейти к анализу видов конкретизации понятия социального предвидения, среди которых следующие:предчувствие, предугадывание, предвидение, предположение, прогнозирование.

И.В.Бестужева-Лады, Ж.Т.Тощенко и И.А.Величко едины в том, что социальное предвидение как абстрактная категория имеет несколько форм конкретизации. У разных авторов эти формы представлены в разной последовательности, чаще всего не имея какой-либо взаимосвязи, являясь просто «формами конкретизации предвидения». В нашей же работе мы представим эти формы в той последовательности, которая будет иметь не только логическую взаимосвязь, но и ту естественную внутреннюю связь, которая может нам подсказать направление развития технологий социального прогнозирования.

Первая из них – предчувствие (простое предвосхищение), которое может выступать, согласно Ж.Т.Тощенко, как «психофизиологическое или биологическое явление, практически присущее любому живому организму, и как социальное явление, которое находит воплощение и отражение в жизни многих людей и связано обычно с ожиданием вероятностных событий».[8] Ему вторит и И.В.Бестужев-Лада словами «свойственное любому организму»,  в чем мы еще раз утверждаемся, обращаясь к  исследованию Н.Н.Карпицкого,[9] в котором он приходит к выводу, что «выявление первичного содержания сознания, т. е. первичной очевидности трансцендентального предчувствия, позволяет обнаружить критерий реальности», дающий человеку опору в сложной психологической ситуации и позволяет найти всегда связь с реальным миром. Если предчувствие – первичное содержание сознания, пусть даже и неопределенный его слой, но оно «основа сознания». При этом субъект рассматривается не как предпосылка сознания, но как результат переработки сознанием более первичной очевидности – предчувствия. «Субъект - это принцип, который наделяет переживание определенностью»[10]. И именно от этого субъекта зависит та неосознаваемая деятельность его сознания, которая может сделать шаг от неопределенности предчувствия в сторону большего осознания. Первичная неопределенность феноменологического потока жизни «еще не есть ощущение, чувство или мысль, но то, что предшествует им -  пред-ощущение, пред-чувствие, или пред-мыслие».

Это небольшое и необходимое для нашего исследования отступление в сферу философии  и психологии, без которых социология существовать не может, помогает нам более определенно взглянуть на одну из первых форм конкретизации предвидения, которая в социальном предвидении также является первой, и она непосредственно связана с личностью человека, а не является абстрактным научным понятием.

И.А.Величко выделяет в понятии предчувствия только эмоциональную составляющую, считая, что термин предчувствие фиксирует эмоциональное предвосхищение. Если считать эмоциональное предвосхищение первичным содержанием сознания, то и здесь мы достигаем совпадения смыслов.

 Второй и более высокой формой конкретизации предвидения как абстрактной категории является предугадывание (сложное предвосхищение), которое присуще только человеку и выступает как вид его интеллектуальной деятельности, как размышление о будущем. По мнению Ж.Т.Тощенко  предугадывание основывается только на основе личного опыта, и что оно проявляется в представлении о будущности своей личной судьбы, своей профессии, своего ближайшего окружения и контактной среды (микросреды).

Согласно  И.В.Величко термин «предвидение» несколько уже, нежели то содержание, которое ему приписывают, поэтому она предлагает наиболее общее понятие, соответствующее способности предугадывания будущего, и вводит понятие  «предвосхищения». Как мы видим понятие предугадывания у И.В.Величко идентично понятию предвосхищения. У И.В.Бестужева-Лады и у Ж.Т.Тощенко предугадывание является сложным предвосхищением, тогда как простым предвосхищением, как мы видели раньше, является предчувствие. Предвосхищение, таким образом, является понятием, вбирающим в себя и предчувствие и предугадывание, и в какой-то мере является синонимом опережающего отражения действительности, как «имманентного свойства высших форм материи»

Таким образом, понятие предугадывания выступает у И.А.Величко как способность и одновременно как предвосхищение, попадая в разряд имманентных свойств материи, в разряд категорий, присущих человеку изначально. Но все же она считает, что предвосхищать будущее можно по-разному, что предположения, построенные на логическом анализе конкретной обстановки, учитывающие объективные законы-тенденции, действующие в обществе, относятся к рациональному или научному предвосхищению, а те, которые основаны на личных переживаниях, эмоциях, идеалах и требованиях субъекта предвосхищения считает иррациональными или ненаучными. И те, и другие предположения по ее мнению могут быть как истинными, так и ложными.

В результате анализа появляется еще одно понятие, близкое понятию социального предвидения, - это предположение. И предположения могут быть как рациональными или научными предвосхищениям, так и иррациональными, то есть ненаучными, основанными на личных переживаниях, эмоциях, идеалах.

В определении предвидения И.В.Бестужева-Лады,[11] которое цитирует большинство отечественных авторов, понятие прогнозирования стоит на третьем месте после вышеупомянутых форм конкретизации предвидения (после предчувствия и предугадывания). Прогнозирование определяется им как специальное научное исследование перспектив какого-либо явления.

Здесь  возникают особые разногласие в определении соотношения предвидения и прогнозирования. Так, если И.В.Бестужев-Лада рассматривает прогнозирование как один из уровней (или форм) предвидения, то Ж.Т.Тощенко считает, что социальное прогнозирование — не один из видов предвидения, а один из этапов процесса управления. Если предвидение ограничивается утверждением, что событие наступит обязательно, особенно не задаваясь вопросом о времени и форме реализации, то прогнозирование представляет будущее в вариантах. Изучая схему управления, которую он представляет через алгоритм, последовательно развертывающихся стадий, можно увидеть, что на первом месте этого алгоритма стоит предвидение, далее идет прогнозирование, а потом уже проектирование, программирование, планирование, социальные технологии, социальный эксперимент и социология организаций.

Чтобы внести некоторую визуальную ясность в нашу дискуссию представим наши рассуждения в виде следующей таблицы, где в значительной степени обобщим вышесказанное.

Таблица 2.

Уровень предвосхищения

Досубъективный

Субъективный

Сверхсубъективный или социальный

Форма конкретизации предвосхищения

Предчувствие

------------------

------------------

------------------

------------------

------------------

------------------

------------------

------------------

Предвидение

Предугадывание для себя

Предположение для себя

Предсказание для себя

------------------

------------------

------------------

------------------

Предугадывание для других

Предположение для других

Предсказание для других

Прогнозирование

Конкретное научное предвидение

 

 

Предугадывание, предположение и предсказание находятся в двух разделах нашей классификации, так как они могут существовать в двух видах: для себя и для других. Другими словами, предугадывания, предположения и предсказания могут быть транслированы в социальную среду, стать известными  другому субъекту, но может этого и не произойти, и тогда вся деятельность предугадывания, предположения и предсказания останется только в жизненном опыте личности, проделавшей эту работу. Данная тонкость в рассуждениях на наш взгляд очень важна в социологии, так как предугадывания, предположения и предсказания одного человека, становясь достоянием других людей, могут в значительной степени влиять на социальные процессы в обществе, и на трансформационные процессы в частности.

Как мы видим, предвидение у нас находится на субъективном уровне, что оно есть социальное предвидение, которое, согласно нашей гипотезе, значительно участвует в трансформации общества.

Теперь мы рассмотрим еще пока упущенные из-под нашего взгляда  оставшиеся формы конкретизации предвидения. Таковыми в нашем случае являются предсказание и конкретное научное предвидении.

У Ж.Т.Тощенко конкретное научное предвидение может обретать вид предсказания, когдаоно локализировано во времени и пространстве. Другими словами, в данном случае объем понятия предсказания уже понятия конкретного научного предвидения. У И.В.Бестужева-Лады предсказание – локализованное во времени и пространстве конкретное предвидение, где нет упоминания о его научности.

Что же касается непосредственно конкретного научного предвидения, то у первого автора оно «логический вывод из закономерностей развития определенного природного или общественного явления, когда известны причины его зарождения и функционирования и ход развития представляется в виде определенного алгоритма, а у второго – вывод из законов развития природы и общества, открытых наукой.

Внести же большую ясность в определение понятия предсказания нам поможет определение И.А.Величко, в котором предсказанием называется то предвосхищение, которое оформляется в вербальную, понятийную модель, принятую в языке.

Опираясь на последнее определение и определение И.В.Бестужева-Лады, где «предсказание – локализованное во времени и пространстве конкретное предвидение», мы можем дать свое, вносящее ясность, определение понятию предсказание. Предсказанием является такая форма предвосхищения будущего, которая оформлена в вербальную, понятийную модель, принятую в языке, и локализована во времени и пространстве.

Следует также упомянуть о высшей форме научного социального предвидения, являющегося, по Ж.Т.Тощенко определением совокупности будущих изменений, которые ожидаются в рамках всего общества и касаются всего человечества или его крупных частей.

Обращаясь к работе И.А.Величко, где она исследует феномен пророчества, который охватывает именно социальное будущее, пересматривая устаревшие стереотипы в его трактовке, можно утверждать, что у пророчества  и у высшей формы научного социального предвидения есть одно общее – их основой является человеческая способность предвосхищения, которая представляет собой сложный природно-социальный процесс.

И далее мы приведем определение предвосхищению. Предвосхищение[12] – одна из основных функций человеческого сознания, его интеллектуальной сферы, выражающаяся в способности понимания будущего, и являющаяся изначально присущей человеку вне зависимости от культуры и воспитания. Оно имеет как природные, так и социальные предпосылки. Природные предпосылки являются наследием биологической сущности человека и предопределяются его психической организацией, среди них: особенности функционирования полушарий мозга, экстраполяционные рефлексы и опережающее отражение. Основной социальной предпосылкой предвосхищения является осознание отдельными личностями и обществом безусловной необходимости некоторых представлений о возможном развитии событий в будущем с целью оптимизации деятельности.

В завершение нашего аналитического обзора форм конкретизации предвидения следует упомянуть о квазипредвидении, которое иногда встречается в научной литературе, и относится к определению неизвестных явлений прошлого и настоящего, к  которым, с целью их изучения подходят так, как если бы они относились к будущему. Квазипредвидение - реконструктивное предвидение – это предвидение явлений прошлого по некоторым сохранившимся фрагментам (например, мысленная реконструкция остатков древних сооружений или текстов).

Есть и другие определения, которые относят к формам предвидения. Например, реверсивное (логическое продолжение тенденции от настоящего к прошлому или от прошлого к более отдаленному прошлому); презентивное (например, предвидение возможных действий противника, совершенных или совершаемых им в данный момент, но еще не известных субъекту предвидения); имитационное (предвидение известного развития явления от более отдаленного к менее отдаленному прошлому с целью выявления надежности того или иного метода предвидения) и т.д.

В заключение следует сказать, что предвидение по нашей классификации находится на субъективном уровне, но вместе с этим оно есть социальное предвидение по определению, которое значительно участвует в трансформации общества. На наш взгляд оно находится в центе всех форм предвосхищения, и является ключевым среди всех остальных определений в размышлениях большинства авторов по той причине, что именно оно есть начало приобщения личности к значимым смыслам социального будущего. Именно в предвидении совмещаются коллективное бессознательное и сознание личности, именно оно, несмотря на свою субъективность, несет в себе глобальную социальную реальность и конкретное социальное  предвидение, граничащее порой с таким социальным феноменом как пророчество.

Если же построить динамическую цепочку проявленности смысловых структур, относящихся к будущему, в социуме, и их все большую приобщенность к рациональным методам науки, то мы можем представить все наши определения в виде такой последовательности:

Схема понятий предвидения С.А.Кравченко

Рис.1. Последовательность форм предвосхищения будущего.

Проследив природную связность форм предвосхищения, мы можем расположить их в такой логической последовательности, которая позволяет им не вбирать друг друга, а являться естественным продолжением друг друга. В них проявленность смысловых структур, относящихся к будущему, и их  приобщенность к рациональным методам науки возрастает с каждым шагом.

На первом (досубъективном) этапе (предчувствия) рациональность практически отсутствует, так как этот вид предвосхищения доступен любому животному.

На втором этапе (предвидения) личность заявляет о себе в полную мощь, и именно на этом этапе субъект активно участвует в создании и преобразовании доступных ему образов социального будущего.

На этапе предугадывания начинает активно использоваться рациональная часть интеллекта.

На четвертом этапе (предположения) мышление о будущем еще более конкретно.

Предсказывание чаще всего происходит уже в присутствии других людей, что делает образы будущего доступными и еще более конкретными. Это уже социальный уровень.

На этапе прогнозирования субъективное предвосхищение превращается в предмет специального научного исследования перспектив какого-либо социального явления.

На седьмом этапе (конкретного научного предвидения) может быть сделано научное открытие и вывод из законов развития общества.

На последнем этапе, где безраздельно господствует рациональный подход, все  же остается некоторая доля познания, которая может быть осуществлена человеком только благодаря научной интуиции.

На данном этапе исследования дадим окончательную формулировку нашего определение понятия социального предвидения. Социальное предвидение является формой опережающего отражения действительности, представленной благодаря интуиции в сознании отдельной личности в виде образа визуального, звукового или иного, и направленной на постижение общественных явлений, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем. 

Вывод. Осознание будущего приходит людям сквозь все доступные источники личного и общественного знания. Ограничение знания о будущем происходит благодаря узости отдельных личностей или дисциплин, которые они развивают. Отсутствие знания о будущем делает человека ограниченным историей и сиюминутностью, лишает его осознания своих перспектив.



 

[1] Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. М., 1973. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А.. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России. 2001. Гендин А.М. Предвидение и цель в развитии общества. Красноярск, 1970.Косолапов В.В., Лисичкин В.А. Критика буржуазных концепций будущего. М., 1978. 

[2] Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995.

[3] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Прометей. Юрайт,1998, с.405.

[4] Величко И.А. Пророчество как особый способ предвосхищения социального будущего. Автореф. дис. канд. филос. наук. М. 1998, с . 4.

[5] Виноградов В. Г., Гончарук С. И., Законы общества и научное предвидение, М., 1972; Виноградов В. Г., Научное предвидение (Гносеологический анализ), М., 1973; Руденко К. П., Логika i наукове передбачення. Логiкo-гносеологiчний аналiз, Киïв, 1972; Siciński A., Prognozy a nauka, Warsz., 1969.

[6] Лесков Л.В. Футуросинергетика: универсальная теория систем. Научно-учебное пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.

[7] Сивиринов Б.С. Феномен социальной перспективы в современной социологии [Электонный ресурс]: Методологические основания социального прогноза и управления: Дис…. д-ра социол. наук: 22.00.01. Москва, Про-Совт-М, 2005.

[8] Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999, с. 406.

[9] Карпицкий Н.Н. Трансцендентальное предчувствие как феномен человеческой субъективности [Электронный ресурс]: Автореф. дис….доктора филос. наук: Томск.: 2004, 19 с. М.: РГБ, 2005 г

[10] Карпицкий Н.Н. Трансцендентальное предчувствие как феномен человеческой субъективности [Электронный ресурс]: Автореф. дис….доктора филос. наук: Томск.: 2004, 19 с. М.: РГБ, 2005 г.

[11] Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995, с.574.

[12] Антиципация [латин. anticipatio] (книжн.). Предвосхищение, преждевременное наступление какого-нибудь явления или действия.