Почему скульптурный автопортрет отсутствует в мировой культуре?

Шаляпин лепит автопортретПочему скульптурный автопортрет отсутствует в мировой культуре?

Скульптурный автопортрет отсутствует в культуре только потому, что скульптор никогда не чувствовал себя достойным скульптурного портрета.

Скульптурный портрет во всех культурах изготавливался только для представителей высшего социального слоя или для героев. В Риме, например, портреты создавались ремесленниками и рабами-мастерами, в том числе, пленными греками. 

При создании скульптурного автопортрета рано или поздно автор подходит к мысли, что он повторяет в своей работе библейскую историю, когда Бог создал человека по образу и подобию Своему из праха земного. И это не может не внушать мысль о том, что все люди равны перед Богом. Но в истории человечества всегда существовали различия в социальных статусах. А скульптор никогда не принадлежал к тем слоям общества, которые были «достойны» увековечивания в скульптурном портрете.

Творец портрета другого человека не уподобляется Творцу человека, так как копирует внешний образ другого. А при автопортретировании мысль о том, что в человеке Творец создал свой автопортрет, более зрима.

Работая над скульптурным автопортретом, автор смотрит на свой ораз и подобие со стороны, держит его в своих руках, является Творцом самого себя не только внешнего, но и внутреннего. В автопортрете отражается не только видимая всем форма, но и внутреннее представление автора о себе.

При портретировании других людей автор невольно наделяет создаваемые лица своими чертами и смыслами, тем самым невольно присутствуя во всех своих работах. Таким образом, в каждом портрете отражено как минимум два лица.

При автопортретировании автор смотрит в зеркало и одновременно переживает внетренние состояния. Зеркальный двойник является объектом сосредоточения автора портрета, отражая не только внешнюю форму в зеркальном отражении, но и отношение к самому себе. Если в отношении к себе присутствует переживание низкого социального статуса, то оно невольно останавливает всякую инициативу увековечивания своего образа.

Египтяне и этруски придерживались идеи сохранения внешнего облика умершего, как залога его потустороннего бессмертия.

Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, но ни одного имени римского портретиста не сохранилось. О чем это может говорить нам? Только о том, что социальный статус портретиста был очень низок.

Предполагается, что римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря. Маски изображали лишь тех из предков, которые занимали высшие должности, однако впоследствии стали изображаться и другие родственники. Надпись под каждой из масок сообщала имя и сан умершего.

Сложно утверждать о потустороннем бессмертии, но увековечивание образа портретируемого в мировой культуре очевидно. Силы социального взаимодействия, традиции и законы во всей истории человечества влияли на методы отбора портретируемых в скульптуре, не допуская самого портретиста к узкому кругу достойных быть увековеченными. Эта тенденция сохранилась и в наши дни.

Маскотерапия, применяя метод скульптурного автопортрета, преодолевает скрытые запреты тысячелетий, достигает эффектов, которые недоступны иным методам психотерапии, пихологии саморазвития и самопознания.

Скульптурный автопортрет помогает осознать величие человека и его уникальную природу, уравнивает социальный статус всех людей, выводит мышление человека на уровень полной душевной свободы и понимания связи с родом, этносом, видом и живой природой вообще.

В практике маскотерапии иногда мы становимся свидетелями отказа клиента создавать свой автопортрет по причине неумения. Когда это преодолевается с помощью подсказок, следования этапам работы и научению видеть себя в зеркале, то на первый план выходит что-то более специфическое. Например, страх приобщиться к «нарцисизму», «магии вуду» и др. Нелюбовь или даже ненависть к самому себе и к своему отражению тоже могут быть причиной отказа создавать свой портрет. Скрытая ненависть к себе толкает человека к саморазрушению, что проявляется в разрушении автопортрета в финале работы.

Если же клиент-пациент, преодолев все препятствия, создает свой автопортрет, то он может достичь совершенства в самопознании, что приводит его к решению множества своих проблем.

____

На фото Шаляпит лепит свой автопортрет.