Аутогенная тренировка (АТ) и исихазм

Имея большой опыт в аутогенной тренировке (АТ) и интуитивно-теоретическое понимание исихазма, осмелюсь сделать сравнительный анализ этих практик, отлично понимая, что исихазм выходит за рамки практики. Возможно данный анализ поможет нам продвинуться в понимании способности человека к предвосхищению событий.

1. В аутогенной тренировке (АТ) мы начинаем без установок, желая просо достичь состояний тяжести, тепла, покоя и других локальных состояний тела (например, спокойного дыхания и сердцебиения). В исихазме определенная молитва (другими словами – установка относительно отношений с Богом) присутствует с первых шагов практики.

2. Вторая ступень АТ работает с ментальными структурами, включая, в том числе, и остановку потока сознания, давая при этом полную волю случаю в заполнении опустошенного сознания. В исихазме происходит та же работа с мыслями и чувствами, где внимание возвращает адепта к молитве, к образу фаворского света.

3. Проникнув в пространство-время бессознательного с помощью АТ или холотропного дыхания, мы остаемся без поддержки, или, в лучшем случае, в практике холотропного дыхания имеем рядом нейтрального сопровождающего, который будет сдерживать нас от самоповреждений. Мы в этом случае похожи на первооткрывателей, которые идут по незнакомой местности без поддержки и компаса. В исихазме молитва (связь с Богом) сопровождает адепта в самых глубоких сферах бессознательного, определяя основной диалог практикующего с Богом, и гарантируя ему поддержку и совершенную цель в конце пути.

4. АТ со временем влияет на жизнь практикующего, привнося в нее дополнительные переживания, опыт, здоровье. Но она не дает цели в жизни, и не объединяет все во что-то общее. Ученый, исследующий бессознательное, имеет преимущества перед просто практикующим АТ или холотропное дыхание человеком, так как он имеет цель в своих исканиях. Практика исихазма преобразует жизнь адепта, преобразуя тело и душу, образ мыслей и действий, объединяя жизнь и весь опыт в единый путь с определенной целью.

5. АТ развивает диалог с бессознательным, способствуя самопознанию, задавая вопросы (Кто Я? Зачем живу? Что я хочу? и др.), иногда получая ответы, требующие нового уточнения. Исихазм устанавливает диалог с Богом (бессознательным, выраженным в этически и эмоционально значимых образах, выстроенных в определенной иерархии и имеющих исторически обусловленное значение), способствует самопознанию, не задавая вопросов, предвосхищая их.

6. АТ раскрывает способности человека, не отягощая его этическими проблемами, способствую черпанию знаний из хаоса бессознательного. Исихазм ведет по пути совершенствования, давая необходимые знания, развивая способности и выстраивая мир бессознательного в пределах христианского мировоззрения.

7. АТ утверждает бесконечность личности, но не дает поддержки на пороге смерти. Исихазм открывает путь к вечности, поддерживая человека на пороге смерти его тела.

8. Эффект Леонардо да Винчи дает нам материал для прогноза того, как может работать исихазм. Исихаст в пределе становится Всем как и Бог.

9. АТ практикуется периодически. Молитва исихаста все время формирует определенный настрой, состояние, отношение, не давая поддаться внешнему влиянию жизни, как киль не дает опрокинуться яхте в море. Молитва исихаста настраивает его восприятие мира, формируя реакции на него, во многом определяя состояние его здоровья как душевного, так и физического.

Дополнительно можно прочесть "Истинный образ Иисуса Христа" в книге "Лицо Личности".