Безвременье - не вечность

Психология взаимодействия человека с безвременьем

Время красит, а безвременье старит.
Безвременье - удел всего, что не имеет Лица своего.
В безвременье - душа, словно не существует, притом что тело - продолжает жить.

Картина взаимодействий человека с четырьмя измерениями времени (прошедшее, настоящее, будущее и вечность) натолкнула меня на мысль о безвременьи, которое оказалось по своей природе не менее сложным, нежели каждое из четырех измерений времени, или даже все измерения вместе взятые. Стало ясным, что изначальная патологичность самой сути безвременья сродни с патологиями взаимодействия человека со временем. Другими словами, разного рода нарушения нормальных (идеальных) взаимодействий со временем приводят к переживанию состояний безвременья в разной степени. Глобально же, состояние безвременья может быть пережито человеком при полном разрыве его взаимодействий со всеми измерениями времени.      

Патология отношений со временем была очерчена в понятии темпорального невроза, что призывало меня к осмыслению и соответствующей психотерапии. Темпоральную психотерапию я построил, опираясь на метод "Лицо личности", который изначально создавался как техника безопасности для исследователя предвестников будущего в измененных состояний сознания. Если данный метод был пригоден для психотерапевтической помощи при разрушающем воздействии предвестников будущего на человека, то он мог оказаться вполне эффективным и для других измерений времени.

Представить себе "безвременье" как особое состояние души, и обстоятельства, приводящие к такому состоянию, нам поможет следующее описание.

Состояние безвременья

В холодном сумрачном поле движется тело человека. Возможно, он даже не мыслит, что он человек. Сложно сказать и то, что он знает куда идет. Да он и не идет собственно никуда. Его движения иногда кругообразны, иногда - противоположны. Иногда он садится на землю, или ложиться. Дует ветер, холодный и порывистый, срывается снег. Небо покрыто плотными облаками так, что не видно даже признаков солнечного света. Человек не знает кто он, где он, и какое время, когда и что он ел, какого он возраста и пола. Порой он даже не может осознать свое Я, как отдельное от окружающего его мира. Он даже не может почувствовать свое тело отдельным от этого поля, ветра и холода. Потому он иногда падает навзничь в сухую траву и так лежит с полуоткрытыми глазами. Ночи нет, нет и дня, есть только сумрак, так как это широта полярного круга летом.

Что могло привести человека к такому состоянию? Вначале он не знал в чем себя реализовать, и потому брался за любую работу. Настоящее казалось бессмысленным, будущее - бесперспективным, в прошлом он не видел ничего ценного. Потом он потерял потребность к познанию и чувство прекрасного. Так сложилось, что все отвергли и унизили его. Его никто не любил, да и он потерял всякие положительные чувства к людям. Он был атеистом и все вокруг ему казалось угрожающим. Потому он убежал ото всех в мертвое поле, где не было даже животных. Его тело отказалось от пищи и сна. Постепенно он потерял память и физиологические потребности. Поток сознания у него остановился, и только тело его еще было живо и сохранило остатки рефлексивных движений.

Да это же патология, скажет мне читатель! Да, это глубочайшее патологическое состояние, так как оно не адаптивно, и приводит к смерти. Если же смерть не наступает, то оно может длиться достаточно долго, что и происходит в психиатрических клиниках, когда к ним поступают люди в некоторой степени приближенные к описанному состоянию. Причины, приводящие к подобным состояниям "безвременья", в значительной степени присутствуют в любом обществе, и потому иногда справедливо считать социальную среду первопричиной душевных расстройств. К социальной среде прибавляются психологические особенности человека, и физиологические первопричины.

Не будем вдаваться пока в подробности отдельных причин и случаев душевных расстройств. На данном этапе рассуждения разумно определить основные принципы и подходы для помощи человеку, оказавшемуся в состоянии "безвременья", которое было описано выше. Конечно же, они должны быть выдержаны в духе темпоральной психотерапии.

Представим, что рядом с движущимся по мертвому полю уже знакомым нам человеком, появился психотерапевт. Что он должен и может сделать в этом случае? Конечно же, у него есть для этого достаточно ресурсов и опыта. Итак, что произойдет?

Психотерапевт достаточно длительное время находится рядом с человеком, пребывающим в состоянии безвременья. Достаточно для того, чтобы почувствовать своего клиента, и частично перевоплотиться в него, двигаясь рядом с ним в том же ритме, дыша тем же ритмом, останавливаясь вместе с его телом,  и останавливая поток собственного сознания и чувств.  Через некоторое время клиенту понадобиться физическая помощь, и она должна быть оказана, например, в тепле, в воде, в защите от ветра и снега. Постепенно они начнут не только двигаться рядом, пить, есть, отдыхать, но и оказывать друг другу какие-то еще услуги, например, клиент -  споткнулся, и ему помогли подняться. Через некоторое время клиент выделит психотерапевта из окружающего мира, понимая, что ему кто-то помогает жить. Между ними установятся первые коммуникации, в результате которых клиент поймет, что он такой же человек, как и психотерапевт. На этом этапе в работу входят зеркала, отражения лиц, роспись краской по лицу и созданные из глины портреты и автопортреты. Именно здесь уже может начаться работа методом Лицо личности. Коммуникации будут продолжаться, и наступит осознание своего пола, что вызовет и волну переживаний о своем роде, о предках, детях и других представителях семьи и этноса, что восстановит опыт переживания прошлого.

В следующей фазе работы может сформироваться и восприятие ближайшего будущего, например, планирование развести костер. Потом может быть расширено восприятие настоящего через осознание не только себя, и своего психотерапевта, но и созерцанием окружающих предметов, природы, горизонта, небосвода. Расширение взаимодействий с прошедшим может быть обогащено исследованием своего тела, одежды, пройденного пути и возраста. И так далее.

С каждым витком взаимодействий психотерапевта и клиента расширяется поле отношений с настоящим, прошедши и будущим. Зеркальные переживания должны все время сопровождать клиента. Роспись лица красками и портреты становятся все более детализированные. Периодически будут наступать состояния, когда клиент не вспоминает, не мечтает, не планирует, не получается у него и созерцание настоящего. Тогда приходит время взаимодействия с символами вечности, и в этот момент психотерапевт должен поддержать потребность души клиента прикоснуться к вечности через символы духовной культуры, религиозные обряды или духовные практики. В зеркальных отражениях и в портретах всплывают переживания архетипических образов (Матери, Отца, Создателя, Тени и др.). Таким образом, клиент начинает осознавать свою глубинную человеческую и богоподобную сущность, он начинает осознавать свою связь с бесконечным миром настоящего, прошедшего и будущего, свою сопричастность к вечности, что делает его личностью, и дает ему уникальное лицо и имя.

Наш клиент уже и не клиент вовсе, а просто спутник, человек, способный и сам оказать помощь другому человеку, разрушившему свои взаимодействия с измерениями времени, и лишившегося своего Я. При этом наш бывший клиент вносит свой уникальный опыт выхода из состояния безвременья в копилку своей памяти как подвиг личности, которым можно и нужно гордиться, который следует ставить в пример другим, ищущим выход из черной дыры безвременья .

В приведенной иллюстрации есть несколько основных принципов работы, выделяющих темпоральную психотерапию на большом фоне других психотерапевтических практик. Они следующие:

1. Следует определить, с каким измерением времени произошел разрыв (прошлым, настоящим, будущим или вечностью).
2. Восстанавливая разрыв с определенным измерением времени, следует распознать причины такого разрыва.
3. Восстанавливая разорванные взаимодействия с одним измерением, не следует допускать значительного ослабления с другими.
4. Найти ценное в прошедшем, отыскать смыслы в будущем, подчеркнуть уникальность настоящего и бесконечно важную сущность вечного.
5. Все ценное, имеющее смысл, уникальность и важность может быть найдено в душе каждого, если ему позволено быть самим собой во всех измерениях времени.
6. Все приходит с усилием личности во всех измерениях времени.
7. Связь с личным бессознательным делает опыт каждого уникальным, что обогащает память, опыт, видение будущего и настоящего, воображение и восприятие, убеждает в существовании вечного.
8. Связь с вечными архетипами коллективного бессознательного объединяет людей, придавая смысл любви к людям.
9. Восхищение вечной природой коллективного бессознательного убеждает в существовании Создателя и Творца.
10. Опыт переживания безвременья убеждает, что оно зачем-то было нужно.
11. Поиск смысла безвременья придает особую стойкость и самообладание в жизни.
12. Есть что-то еще, выделяющее темпоральную психотерапию, и оно будет прибавлено в будущем.