Архетип рода (АР)

архетипы рода

В психотерапевтической практике часто возникает во время автопортретирования ассоциативная связь с предками. Пациенты лепят себя, но на среднем этапе развития портрета, когда все формы имеют только приблизительный характер, они, вдруг, замечают в потрете кого-то из своих предков. Данный феномен заставляет думать об архетипе рода, лежащем в основании структуры лиц потомков.

АР развивается, проявляется, взаимодействует с другими архетипами, доминируя или подчиняясь, несет информацию в форме, имеет психоидную природу, оставляет следы в культуре (искусстве, литературе и др.), подчиняет себе и влияет на жизнь во взаимодействии с условиями жизни....
Есть необходимость выделить понятие «архетип рода» в связи с тем, что при взаимодействии с ним мы получаем психотерапевтический эффект и результат в практике.

АР доминирует над политическими, экономическими и социальными отношениями.
Клан и род в истории и психологии, психотерапии и не только.
Архетип рода человеческого.
АР — младший из всех архетипов и самый распространенный. В каждом роду он имеет свое лицо. Лицо есть и у архетипа рода человеческого и у каждого этноса....
Психоидная природа лица и архетипа....

Иерархия архетипов рода и подсознательное восприятие их влечет выстраивание иерархических отношений между людьми.
Выделение АР в портретировании и его характерные особенности....
Сочетание Архетипов рода и смешение их в поколениях потомков.
Распространенность во времени. АР живет не только в настоящем, но и в прошлом. А дети задают траекторию и сценарий развития АР в будущем....
Сочетаемость, дополнительност и противоречивость архетипов в семьях дает разные варианты семейных отношений и взаимодействия с другими семьями.
Дети — перспектива рода и его архетипов. У них есть чему учиться....

Подсознательное влияние АР на внешность, манеру одеваться, прическу, общение, увлечения, потребности и др.
Вклад каждого представителя АР в его развитие или угасание.
АР и родовое имя, имение, земля, символы....
История рода и события, в том числе и проклятия....

Типология архетипов рода, например, творцы (художники), ремесленники, управленцы или воины.
Проявленность, сила, выразительность или внутренняя противоречивость АР.
Уместность, своевременность, приспособленность АР во времени и условиям.
Следование личности АР или противоречие ему.
Развитие АР в конкретной жизни человека или несогласованность с ним.
Образ жизни как проявление АР в отношении к условиям.
Вневременность архетипичесских образов и пульсация их силы, проявленности, затухания, угасания и исчезновения....
Возрождение АР, словно огня из одной искры, образа культуры, притчи, сказки, мифа....

Признаки, символы и знаки АР. Например, библиотека, тексты, оружие и украшения, знаки, дома, борода и усы, волосы, принципы и вера....
Укрепление и подчеркивание сильных сторон АР, передача их следующим поколениям в домах, семейных реликвиях, фамильных гербах.
Символы АР в сновидениях, например, мое сновидение об именных медальонах на фундаменте церкви от деда Ивана (имена и остатки веры) — все, что могли мне передать мои предки по линии отца.

Определения понятий дают дополнительные идеи и мысли.

Соответствие АР условиям жизни или нет. Например, из грязи в князи.
Распространенность или локальность АР на подобии полевых растений, которые возникают и цветут в каком году и где....
Скрытая природа АР.
Неявный мир АР.
Внушаемость и внушение, взаимовлияние и уподобление архетипам и кумирам.
Межродовое взаимодействие архетипов в психологии влияния и управлении. Психотерапия и АР.

В психотерапевтическом взаимодействии возможна сознательная коррекция дефектов АР через осознание, введение новых персонажей и событий, символов и знаков, через установление, восстановление, разрыв или прекращение отношений, восстановление традиций, ритуалов, источников силы, устранение «черных дыр», поглощающих тело архетипа, возрождения из пепла былых качеств АР и их признаков.
«Найти себя» можно только в рамках АР и как развитие его особенностей. Психотерапия может осуществляться в области стимулирования развития некоторых особенностей, подчеркивании, определении, выделении чего-то как главного, установлении акцентов, привнесении нового лица, события, взаимодействия и др.

Скрытая и явная борьба между родами и их архетипами.
АР — источник силы, примера, мотива или их проявлений.
Через совмещение образов архетипов родов можно получить обобщенный образ АР человеческого.
Разрыв поколений в случае потери связи с предками, с образами АР.
Лицо — код доступа к АР и ко всей душе человека.

Великие люди рода человеческого, например, Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, фрейд, могут быть отнесены к одному архетипу. Более того, некоторые писатели в своих рамышлениях и догадках развивают современный миф о том, что они принадлежат одному роду, т.е. имеют общих предков и объединены общими чертами лчности, что не может не отразиться в их лицах. Значительное присутствие образов этих лиц в жизни человека влияет на изменение его архетипа рода (АР).

Для справки:

АРХЕТИП (от греч. arche - начало и typos - образ) - прообраз, первоначальный образ, идея. В философии Платона под А. понимался умопостигаемый образец, "эйдос", у схоластов - природный образ, запечатленный в уме, у Августина Блаженного - исконный образ, лежащий в основе человеческого познания. В "аналитической психологии" Юнга понятие "А." соотносится с бессознательной активностью людей. Наряду с инстинктами, А. являются врожденными психическими структурами, находящимися в глубинах "коллективного бессознательного", и составляют основу общечеловеческой символики. А. представляют собой: а) врожденные условия интуиции, т.е. те составные части всякого опыта, которые априорно его определяют; б) первобытные формы постижения внешнего мира; в) внутренние образы объективного жизненного процесса; г) вневременные схемы или основания, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя все богатство мифологических тем; д) коллективный осадок исторического прошлого, хранящийся в памяти людей и составляющий нечто всеобщее, имманентно присущее человеческому роду. Согласно Юнгу, человеческая психика включает в себя разнообразные А. Все они имеют архаический характер и могут быть рассмотрены как своего рода глубинный, изначальный образ, который человек воспринимает только интуитивным путем и который в результате бессознательной деятельности проявляется на "поверхности" сознания в форме различного рода видений, религиозных представлений, символов. Архетипы находят свое воплощение в мифах и сновидениях, служат питательной почвой для воображения и фантазии, составляют исходный материал для произведений искусства и литературы. Типичным примером А. является распространенное в живописи изображение мандалы - круга с вписанными в него крестами, ромбами и квадратами, - дающее представление об упорядоченности, всеобщности, единстве и целостности универсума.

В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.

Рисунок: 

Рекомендуемые термины:

Comments

ДУТНИЙ М.В.'s picture

Продолжая обучение методом скульптурного
портретирования :
 
 При создании этого портрета четвертого, семейного этапа вся моя семья (родители, бабушки и дедушки и некоторые из их родителей) незримо присутствовали.
Глаза папы, нос мамы, губы бабушки, тяга к искусству от дедушки… Каждая часть пробуждала воспоминание о ком-то из родных, об их чертах, увлечениях, жизни. Портрет все наполнялся, как будто вспоминая о моих предках, и наблюдая их влияние на мой образ, я ощущала себя все больше любимым дитя своего рода, в которой есть часть каждого из предков. Я почувствовала то, что я НЕ сирота (я знала, конечно, но не чувствовала)).
И это очень важно сейчас для меня. Я выхожу замуж и весь мой род со мной (во мне).
С.А.Кравченко's picture

Каждый из нас вершина пирамиды своего рода и основание для потомков.