Портрет и вечность

Развивающиеся био-, нано-, инфо- и когнитивные технологии, использующие древний опыт взаимодействия человека с тайнами природы, не могут обойти тему жизни. Наряду с этим возникает и вопрос обмена жизни бренной на вечную, способы достижения вечной жизни и какой ценой это может быть достигнуто. Что бы прикоснуться к этой уникальной теме и выразить ее в словах, необходимо  для начала вкратце представить образцы литературы, авторы которых, видимо, также хотели добиться чего-то подобного.

Основой нам послужит произведение Гёте «Фауст». Гёте закончил «Фауста» перед самой смертью. По словам писателя, «образуясь, как облако», этот замысел сопровождал его всю жизнь. Тема отношений Мудреца и Дьявола может быть ключевой не только в жизни художника и ученого, предпринимателя или политика, но и простого человека. Архетипы Мудреца и Дьявола пронизывают наше подсознание, проникая в самые сокровенные уголки души, будоража наш разум и совесть.

Р. Штайнер в своих духовнонаучных комментариях к «Фауту» Гёте назвал Фауста человеком стремления и ищущим человеком. Если привести только неполный список названий лекций Штайнера, то можно представить основные смыслы их содержания. Вот этот неполный список:

1. Борьба Фауста за пронизанный Христом источник жизни.
2. Вступление Фауста в духовный мир. Медитативное переживание духа Земли, элементарного мира.
3. Претворение вины в высшее познание. Посвящение Фауста духами Земли.
4. Фаустовское настроение.
5. Смерть и путь Фауста в небо.
6. Мистическое познание и духовное откровение природы. Восприятие духов.
7. Царство матерей.
8. Мудрость — Красота — Добро. Михаил — Гавриил — Рафаил.
9. Полночь и погребение. Прозрение Гёте в тайны человеческого бытия.

10.  Взгляд в искомую Гёте истинную действительность.
11.  Глубины становления и мировые тайны, которые Гёте ищет в своем "Фаусте". Люциферическое и ариманическое искушение.

В Дориане Грее, главном герое романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», так же угадываются черты Фауста. В роли Мефистофеля выступает лорд Генри, именно он на протяжении всего романа соблазняет Дориана Грея идеями нового гедонизма, превращает невинного юношу в чудовище. В сюжете романа есть сходства с легендой о Фаусте. Например, Фауст также получил от Мефистофеля вечную молодость.

Есть сходство и с другими произведения мировой литературы. Большое влияние на Уайльда оказал роман Мэтьюрина «Мельмот-Скиталец». Именно из этого романа взята мысль о портрете, а так же и герой, которому позволено все. Есть общее в романе и с «Шагреневой кожей» Бальзака, где жизнь главного героя может длиться вечно, если он откажется от человеческих желаний. Близким по духу к «Портрету Дориана Грея» является роман Гюисманса «Наоборот».

В романе «Портрет Дориана Грея» поставлены уникальные вопросы - о смысле времени и жизни, о величии красоты и значении образа, о связи содеянного с лицом и образом. Сюжет романа основан на мотиве сделки с дьяволом и участии магического предмета (портрета) в судьбе героя.

Магичность портрета в том, что он есть материальное воплощение скрытого мира, материальность, сфера низменная и земная.

В один из дней художник написал портрет молодого Дориана Грея. Юный красавец не может избавиться от мысли, что портрет будет всегда обладать молодостью, а он ее неминуемо лишиться. «О, если бы было наоборот! Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Я бы душу дьяволу продал за это!» Мольба была услышана, и пожелание исполнилось.

Отдавая душу Дьяволу, то есть материальному портрету, вселяя душу в материальное, мы делаем материю духовно живой, но лишаем тело души, делая его тем самым мертвым. В древнем Египте сохраняли тело фараона, веря в то, что оно обеспечит вечность душе. Вместе с этим ставили скульптуру в гробнице, которая должна была дополнить формой тело, тем самым подстраховывая сохранность души.

В романе Дориан отдаётся чувственным наслаждениям, разврату и преступлениям. Низменные страсти, однако, не оставляют следа на нём. Портрет же чудовищно изменяется, ибо душа Дориана, воплотившаяся в этом портрете, стала чудовищной.

Следует заметить, что воплощение души в портрете происходит всегда и на всех этапах работы над портретом. Она как бы мерцает в портрете.

Портрет становится совестью Дориана Грея.

Портрет при длительной работе прикасается к совести и начинает ее вести.

Он прячет его от глаз людей. Каждый порок искажает образ Дориана на полотне, и встречи с этой совестью мучительны для Дориана. В один из дней он вонзает в портрет нож, чтобы избавиться от этого свидетеля его жизни (тот самый нож, которым он прежде убил художника, написавшего этот портрет). Вбежавшие слуги увидели портрет своего хозяина во всём блеске его молодости. А на полу лежал труп старика, в котором, лишь по кольцам на руках, они узнали Дориана Грея.

Обобщения и выводы

Портрет символизирует бессмертие тела и души и отражает не только мгновение жизни, как это мы видим на фотографии, но открывает нам дверь в мир личности, соединенной с Вечностью. Время здесь не имеет значения. В портрете не захватывается настоящее, миг времени, портрет делает мгновение вечностью.

Как Дориан Грей можно долго омолаживать себя, наблюдая молодой портрет.

Следует дополнить, что альбом фотопортретов может запечатлеть часть того, что может быть отражено в портрете живописном или скульптурном.

Приобщиться к вечности еще при скоротечной жизни, всматриваясь в Портрет, словно приоткрывая двери Вечности. Скульптура в полный рост в Древнй Греции давала возможность запечатлеть портрет человека в совершенной форме. Это давало вхождение в Вечность через совершенный вход. Невыразительные черты скифских баб давали возможность древнему человеку совершать ритуал приобщения к туманной Вечности.

В эпохи зарождения мировых религий люди вплотную подошли к видению тропинок, соединяющих земные души с Вечностью. Религиозное действо, во время которого концентрируется сознание на образе Бога, дает возможность войти в Вечность не только через совершенный, но и безопасный вход.

Если Вечность насыщена Архетипами, то любое сосредоточение на их образах, в том числе и воплощенных в произведениях искусства, открывает нам доступ к Вечности, к скрытой части Вселенной, что преображает нас и дает опыт вхождения туда через воспоминание, то есть через сосредоточение на памяти Архетипических образов. Молитва в религиозном действе и медитативная практика – процесс, дающий возможность сосредоточения и присоединения к образам Вечности (Архетипам).

Это начало диалога, это разговор с Богом, приближение к Богоподобию и Богочеловеку, это участие в жизни скрытой Вселенной, в первопричине мира.

Определения понятий и комментарии

Синдром Дориана Грея (англ. Dorian Gray syndrome) — культ молодости, рассматривающий возможно более длительное сохранение образа жизни, в том числе и сексуальной, в рамках особенностей, присущих юношескому, или более молодому периоду жизни. Выражается в страхе перед физическим увяданием или старением.

Это же может быть и причиной того, что многие люди не хотят думать о будущем, где им будет гораздо больше лет.

Синдром компенсируется неоправданным использованием молодёжной атрибутики, выбором одежды в молодёжном стиле, в крайнем случае ведёт к злоупотреблению пластической хирургией и косметическими средствами. Иногда это расстройство заканчивается депрессиями и попытками самоубийства. Это психологическое состояние особенно распространено среди публичных личностей: кинозвёзд, артистов, певцов. Среди психологов нет единого мнения о том, является ли это состояние болезнью. DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders — Справочник по диагностике и статистике психических расстройств) Ассоциации американских психологов не включает это расстройство в число болезней.

Геронтоло́гия (от греч. γέροντος, «старик» + …логия) — наука, изучающая социальные, психологические и биологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение). Возникла около века назад.

При портретировании человек отстраняется от восприятия себя в будущем, где он может пережить себя как более старого или даже мертвого, и, сосредотачивая его на настоящем и прошедшем, мы тем самым делаем его мгновенно моложе.

Статья находоится в разработке. С.А.Кравченко. 5 февраля 2011 г.