Пророческие образы художника М.Врубеля

Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (1856-1910) — русский художник рубежа XIX—XX веков, мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве.

В поле нашего внимания он попал по нескольким причинам, которые уникальным образом связывают многие современные исследования в единую тему. Ключевыми словами, которые заставили меня присмотреться к жизни и творчеству М.Врубеля, были слова, что «Демон» Врубеля – «вещий сон художника о самом себе», намекая тем самым на автобиографический смысл этого образа.

Демона историки культуры считают образом не только художника и пророка, но и вещего духа, воспаряющего над бренной действительностью. Врубель вложил в этот образ столько творческих усилий, что эта тема стала для художника проклятием. «Демон, — говорил Врубель, — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный и величавый». Близкие художника с тревогой угадывали в «Демоне» Врубеля черты человеконенавистничества.

В раннем варианте сидящего демона (1890) много черт Врубеля-классика: могучая, прекрасно построенная фигура. В поздних вариантах „Летящего демона" и особенно „Демона поверженного" - не только другая ситуация, но и иное решение: тело растворяется в сломанных крыльях, лицо искажено страданием. Трагедия Врубеля происходила синхронно с его двойником – демоном, который потерпел крушение. Образ настолько его захватил, что он, видимо, благодаря художественному перевоплощению, идентифицировал себя с ним.

Образы и автопортреты М.Врубеля, собранные С.А.Кравченко

В биографии Врубеля есть пространство жизни, которое заполнено живописными образами без единого автопортрета. С 1885 по 1904 годы художник живет в других персонажах, и к 1902 году у художника появились признаки психического, душевного расстройства. Именно в этот период был написан "Демон поверженный".

Наибольшее количество автопортретов мы наблюдаем в 1904-1905 гг. Вероятно, интуитивно художник понимал, что автопортретированием можно самостоятельно сдержать и преодолеть обострившееся в это время душевное расстройство.

В марте Врубель перешёл на лечение в клинику Ф. А. Усольцева. При этом продолжал работать над графическим автопортретом.

В декабре у него резко ухудшается зрение. Последняя картина, которую он смог написать — портрет поэта В. Я. Брюсова. В конце февраля 1906 года Врубель полностью потерял зрение и его перевезли в клинику доктора Бари на Васильевском острове, где он провёл последние годы жизни.

Пророческие образы

Наряду с автопортретами в последние годы творчества Врубеля возникает и ряд образов пророков, что свидетельствует о проблеме пророческих образов в жизни художника. Они те только периодически доминируют в его сознании, организуя весь его талант для своего проявления, но и подчиняют и предопределяют его судьбу.

Можно привести пример и с жизни поэта и актера В.Высоцкого, где роль Гамлета также в значительной степени предрешила его судьбу.

Обобщая, можно утверждать, что в жизни каждого человека существует организующий образ, который и предопределяет его судьбу. На примере жизни художников и их произведений мы можем ярко проследить реализацию пророческих сценариев, финал которых, чаще всего, известен многим внешним наблюдателям еще на начальных этапах их проявления, так как художник создает соответствующие произведения искусства.

Способность к художественному перевоплощению помогает тому, что личность художника идентифицирует себя с основным образом пророческого сценария, тем самым предопределяя свою судьбу.

При создании портрета или автопортрета мы можем отыскать явные или скрытые сценарии жизни, тем самым предвосхищая их исход. И это ключевая работа в психотерапевтической практике.

В пророческом портрете сходятся воедино все мои направления работы. А они следующие:

  • ИСС-технология предвидения – поиск предвестников будущего в измененных состояниях сознания (ИСС)
  • Метод психотерапии «Лицо личности»
  • Теория личности, построенная вокруг Лица личности и способности человека к предвидению будущего;
  • Теория времени, построенная на смысловой структуре мира.

---

Дополнительно можно посмотреть "Поэтическое предвосхищение".