Совесть и предвидение

Чем больше совести, тем больше способности к предвидению. Это основное утверждение. Далее следует материал, который должен пролить свет на данное утверждение.

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, т. н. «угрызений совести».

Совесть — это потребность человека нести ответственность за свои действия. Как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

В некоторых языках (греч. συνείδησις, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание (вед), и приставки «с»; это образование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия совесть и сознание. Так же и в русском языке со и весть.

Народная мудрость ставить совесть в близкую связь с сознанием, тем самым подсказывая нам мысль, что сознание может бить не только связано с совестью, но и являться его развитием. Другими словами, сознание развивается на основании совести (со-весть), если совесть представляет собой совместное знание с Тем, Кто инициирует весть.

Суть личности – сознание (со-знание). Со-знание и со-весть очень близки по своей сути. Их отличие - только во временном модусе. Со-знание предполагает знание, совместное знание, которое уже существует в настоящем времени, которое уже произошло и даже стало частью истории личности. Оно уже есть.

А со-весть  предполагает становящийся процесс, который происходит, и который может со временем превратиться в основу со-знания. Сознание не может появиться без совести. Со-весть в данном случае первична по отношению к со-знанию. И чем мы ближе к со-вести, тем мы ближе к со-знанию. Сознание личности не может существовать и развиваться без совести.

Развитие личности в постоянном обогащении своего со-знания через поддержание связи с со-вестью. Через со-весть приходит Весть. Человек участвует в приходе Вести благодаря процессу со-ветси. Весть может прийти только из подсознательных структур сознания. Сфера бессознательного – источник вести.

Бессознательное – теоретический конструкт, призванный объяснить смысловое многообразие психических процессов, объединяющий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что становится предметом особых действий по осознанию. Содержание бессознательного может проявляться в первобытном мышлении, интуиции, аффектах, сновидениях, подпороговом восприятии, ошибках, психосоматических расстройствах, гипнозе и др. Одним из его признаков является отсутствие темпоральности – события, запечатленные или сконструированные в нем, равновероятно могут быть отнесенными в прошлое, настоящее или будущее, но их эмоциональная насыщенность при этом не связана со временем их существования.

Согласно аналитической психологии К.Г.Юнга, связь с бессознательным может быть выражена через понятие трансперсональной функции.

Трансцендентальная функция - психологическая функция, которая возникает из соединения содержимого бессознательного с содержимым сознания, делает перегородку между сознанием и бессознательным проницаемой, соединяет тенденции сознания и бессознательного, делает переход от одной установки к другой органически возможным, без утраты бессознательного; метод психоанализа, предполагающий прозрение, которое потенциально присутствует в человеке и потому может быть доведено до сознания, сводит бессознательное и сознание вместе и таким образом помогает обрести новую установку. Для создания трансцендентальной функции, прежде всего, нужен материал из бессознательного. Наиболее доступным выражением происходящих в бессознательном процессов, несомненно, являются сновидения. Толкование сновидений было бы идеальным методом для синтеза содержимого сознания и бессознательного, но на практике анализ своих собственных сновидений является чрезвычайно трудным делом.

В народ весть приходит через отдельные сознания, или возможен процесс коллективного со-знания? Возможна ли коллективная со-весть? В свое время К.Г.Юнг открыл коллективное бессознательное и определил его структуру и составляющие. Почему бы не прибавить к коллективному бессознательному такое понятие как коллективная совесть?

Бессознательное коллективное – более глубокий слой в структуре личности. Представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума. Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Берт Хеллингер вводит понятие коллективная совесть - это совесть группы, которая обращена к группе в целом. Она обслуживает выживание группы в целом, даже если это означает, что отдельные люди приносятся в жертву во имя этого выживания. Эта совесть находится на службе обеспечения целостности группы, она укрепляет те нормы, которые лучше всего защищают существование группы. Что-то в определении Б. Хеллингера не так.