07. Вспоминая классиков

Теорию В.Франкла - логотерапию - можно рассмотреть с позиции отношения человека к разным временам своей жизни. Важна взаимосвязь силы жизни, ее смысла и присутствия смыслов в разных ее временах. Таким образом, теория Франкла становиться частным случаем  моей теории личности, которую можно назвать временной теорией личности.

В свое время З.Фрейд связал причины душевных расстройств с прошлым человека. Другими словами, психоанализ Фрейда построен на том, что человек должен вспомнить причину душевного расстройства, которая может быть скрыта в глубоком детстве. В прошлое человека Фрейд относил и первопричины его личности.

Впервые о причинах формирования и функционирования личности, находящихся не в прошлом заговорил К.Г.Юнг. В некоторых его работах есть также предположения, что первопричины душевных процессов могут находиться в будущем. Например, Юнг фиксирует несколько случаев в своей практике, где причиной переживаний в настоящем были предвидения будущего.

С.А.Кравченко развивает данное направление теории личности, утверждая, что смысловые первопричины душевных процессов находятся как в прошлом (по Фрейду), так и в будущем (предвосхищение будущего). Данное утверждение не исключает смысловые и физические причины психических функций в настоящем времени. В число таких причин входит и экстрасенсорное восприятие событий трех временных измерений, выходящих за рамки жизни отдельной личности. Частично последнее утверждение раскрыто в работах С.Грофа.

Э.Берн в своем трансактном анализе дал пример выявления «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. С.А.Кравченко развивает это положение, утверждая , что возможно появление в жизни личности новых сценариев благодаря измененным состояниям сознания, одним из которых является сон и сновидения.

По образцу Э.Берна С.А.Кравченко расширяет свой психоанализ за счет «структурного анализа», при помощи которого в Я индивида, находящегося в различных жизненных ситуациях, выделяются помимо трех состояний (Родитель, Взрослый, и Ребенок), еще множество (теоретически бесконечное) других состояний, в том числе и те, которые К.Г.Юнг называл архетипическими.