Rambler's Top100 Персональный сайт Сергея Антоновича КРАВЧЕНКО - SKravchenko.ru  

Главная    О себе   Новости сайта   Практика психолога   Центр предвосхищения    Избранное   Контакты   English

 Кравченко С.А. Маскотерапия - новая книга

Маскотерапия
Маскотерапия в практике С.А.Кравченко представляет собой психотерапевтический комплекс технологий по методу Г.М.Назлояна, адаптированный к психологической диагностике, консультированию и психотерапии отдельной личности, и группы людей. Маскотерапия родственна современным методам арт-терапии, и вместе с этим превосходит их по своей эффективности.

В истории цивилизаций накоплен значительный опыт развития и коррекции личности с помощью портретирования. Обобщая исторический опыт, мы используем его в современном психологической практике. Данный подход (маскотерапия) является естественным и интуитивно понятным, так как в огромной степени черпает материал для своих методов из истории культуры и эволюции человечества.

Лица цивилизаций в маскотерапии

Рис.1 Маски и лица цивилизаций от первобытных времён и до наших дней подсказывают нам основную мысль маскотерапии: чем реалистичнее способен человек изобразить свое лицо, тем адекватнее его восприятие мира и своего Я.

Маскотерапия применяется С.А.Кравченко в следующих формах психологической практики: консультирование, тренинг, семинар и курс длительного обучения по специальной программе. Более подробно данные формы работы можно представить следующим образом:

1. Метод психотерапевтического консультирования "Лицо личности" в центр ставит Лицо человека, как сложную психофизиологическую и символическую систему, отражающую состояния, отношения и знаки скрытых смыслов глубины души. Обезличенность, отсутствие лица - ключевая проблема для человека массовой культуры, что проявляется в незнании и непонимании себя, своих целей и смыслов жизни. Метод нацелен на поиск, выявление, закрепление и защиту уникального и неповторимого Лица личности в человеке. См. далее >>

2. Программа тренинга "Личная собранность" дает участникам тренинга возможность собрать свои потенциальные, и часто уникальные, способности и силы, чтобы пережить хотя бы единожды опыт целостности своей личности. Данный опыт является редким, и дальнейшая память о нем дает возможность «собирать» себя самостоятельно в ответственные минуты жизни, преодолевая препятствия или кризисы, и достигая новых высот развития личности. См. далее  >>

3. План семинара "Лицо, Личность, Лидер" создан для руководителей и лиц, желающих развить силу своей личности. Потребность в сохранении своего лица во все времена была актуальной. Особую остроту она приобрела в наш век распространения бессубъектности. Семинар ставит своей задачей помочь его участникам раскрыть свое лицо, усилить то неповторимое в своей персоне, что может придать блеск личности на тусклом и сером фоне массовой культуры. См. далее >>

4. Программа курса "Маскотерапия" ставит своей целью обучить методу скульптурного портрета и автопортрета, систематизируя процесс обучения центральному методу психотерапевтической технологии .Г.М.Назлояна.  Обучение проводится в непосредственной практике создания портрета или автопортрета, и доведения его до натуральной величины и сходства, где обучающийся на себе испытывает весь спектр влияний данного метода. См. далее  >>


 

 

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

ЛИЧНАЯ СОБРАННОСТЬ

(PERSONAL CONCENTRATION)

 

    ЦЕЛЬ тренинга - дать возможность участникам тренинга собрать свои потенциальные способности и силы, чтобы пережить опыт целостности личности. Данный опыт является уникальным, и дальнейшая память о нем дает возможность участникам тренинга в дальнейшем «собирать» себя в ответственные минуты жизни, чтобы преодолевать препятствия или кризисы, и достигать новых высот развития личности.

 

    ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА:

1.     Открыть новое видение степеней качества, уровней совершенства окружающих объектов мира и структур личности.

2.     Осознать символы сознания живого и человека, глубинное знание отождествлений с силой природы в личной, семейной, профессиональной и общественной жизни.

3.     Подойти к раскрытию в себе символов пола, возраста, этнических корней, и почувствовать их природную силу.

4.     Распознать уникальность своей индивидуальности в мире обезличенной массы людей. Отыскать свои преимущества и предпочтения.

5.     Разгадать код своей личности, вбирающей двойников других личностей. Определить грани интегральной личности и их соответствие смыслу времени.

 

    МЕТОДЫ ТРЕНИНГА:

1.     Концентрация на пластическом материале тела человека, его формах лица.

2.     Построение ассоциативных рядов символических форм человеческого тела.

3.     Вербальная рефлексия и психоаналитические беседы.

4.     Интерактивное общение и личное консультирование.

5.     Анализ дневников и фоторепортажей.

 

    РЕЗУЛЬТАТЫ применимы в разных сферах человеческой жизни: личной, семейной, профессиональной или общественной.

Главный результат – «опыт собранности», что есть синоним «открытия своего лица», своей неповторимости и уникальности, способствующие тому, что человек начинает жить свою жизнь.

    Второстепенные результаты:

1.     Познание новых степеней качества мира и личности.

2.     Открытие смыслов силы человека.

3.     Прикосновение к животворящим силам пола, возраста и этнических корней.

4.     Открытие своего лица и своей уникальности.

5.     Интеграция личной уникальности с архетипами подобных личностей.

 

 

Маскотерапия Г.М.Назлояна у С.А.Кравченко применяется для психологов и психотерапевтов

Рис. 2. С.А.Кравченко на презентации тренинга по маскотерапии для сотрудников консультативного центра "Ситипси" в августе 2007 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План проведения 2-х дневного тренинга

 

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Начало в 11-00

Введение 30 минут

Знакомство участников тренинга, презентация основного метода и изучение стартовых состояний участников тренинга.

 

Первая часть в 11-30

Определение персональных и общераспространенных проблем, постановка целей тренинга и определение задач. Подготовка материала и работа над первой формой «мирового яйца», концентрация на степенях совершенства, свойственных личности.

Рефлексия, дневники и обсуждение. Фоторепортаж.

 

Перерыв 30 минут в 12-30

 

Вторая часть в 13-00

Задачи второго этапа работы: определение символов человека, отличных от животного мира. Создание подобия головы человека из скульптурного пластилина. Работа с отождествлениями человека с символами животного мира.

Рефлексия, дневники и обсуждение. Фоторепортаж.

 

Перерыв 30 минут в 14-30

 

Третья часть в 15-00

Задачи третьего этапа работы: определение символов пола, возраста и этнической принадлежности. Создание символов пола, возраста и этноса. Распознавание первых двойников.

Рефлексия, дневники и обсуждение. Фоторепортаж.

 

Заключительная часть дня в 16-30.

Обратная связь

 

Завершение первого дня работы в 17-00

 

 

 

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Начало в 11-00

 

Введение 30 минут

Рефлексия пережитого за прошедшую ночь и изучение стартовых состояний.

 

Первая часть в 11-30

Задачи четвертого этапа: определение символов индивидуальности. Создание символов индивидуальности. Определение двойников и их стратификация.

Рефлексия, дневники и обсуждение. Фоторепортаж.

 

Перерыв 30 минут в 12-30

 

Вторая часть в 13-00

Задачи пятого этапа: определение символов личности. Осознание и создание символов личности. Определение двойников личности и их суммы. Интеграция сил и способностей личности.

Рефлексия, дневники и обсуждение. Фоторепортаж.

 

Перерыв 30 минут в 14-30

 

Третья часть в 15-00

Определение двойников всех этапов и их символов в жизни человека. Сборка целого из символов человека, пола, возраста, этноса, индивидуальности и личности.

Рефлексия, дневники и обсуждение. Фоторепортаж.

 

Заключительная часть дня в 16-30.

Обратная связь

 

Завершение второго дня работы в 17-00

 

***

С.А.Кравченко.

7 октября, Москва.

 

***

 

 

 

План семинара

«Лицо, Личность, Лидер»

для руководителей среднего и старшего звена,

для лиц, желающих продвинуться в процессе самопознания и преодоления кризисов жизни,
для развития силы личности.

 

Потребность в поиске и сохранении своего лица во все времена была актуальной. Особо острой эта потребность стала в наш век массовой культуры, в век нивелирования личности и распространения феномена бессубъектности. Семинар ставит своей задачей помочь его участникам найти свое лицо, найти то единственное и неповторимое в своей персоне, что может отражать личность, выделять ее на общем фоне массовой культуры.

Отсутствие своего лица, или его потеря приводит к стиранию и непроявленности черт личности, к ее затушевыванию, а, иногда и к психическому расстройству. Лидер же всегда имеет свое неповторимое лицо, повышенную устойчивость своей личности, что выделяет его из толпы, способствует его запоминанию, распространению его воли.

Таким образом, по мере развития осознания уникальности символов лица и того смысла, что стоит за ними, может развиваться и сила личности, что способствует укреплению социальных позиций и продвижению к лидирующим ролям в обществе.

 

С.А.Кравченко при обучении психологов

Рис.3. С.А.Кравченко на семинаре психологов Ямало-Ненецкого автономного округа. 2001 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар на два дня.

 

Первый день

Познание себя и своих ресурсов через свое лицо, символику лица и их смыслов.

Три лица одного человека (внутреннее, зеркальное и фотолицо), их вязь в автопортрете.

Познание своих субличностей (двойников) и осознание родственных им архетипов.

Психокорекция через диалог со своим двойником.

Этапы развития личности, и восприятия лица, их связь с образами отношений к себе и к другим людям.

 

День второй.

Объемный двойник и фотодвойник.

Фотодвойник во множестве выражений.

Ассоциативные ряды от двойников и их связь с прошлым опытом.

Поиск своего лица и отделение его от лица группы.

 

Семинар на четыре дня.

Первый день

Познание себя и своих ресурсов через свое лицо.

Три лица одного человека (внутреннее, зеркальное и фотолицо), их вязь в автопортрете.

Познание своих субличностей (двойников) и осознание родственных им архетипов.

Психокорекция через диалог со своим двойником.

 

День второй.

Объемный двойник и фотодвойник.

Фотодвойник во множестве выражений.

Ассоциативные ряды от двойников и их связь с прошлым опытом.

Поиск своего лица и отделение его от лица группы.

 

День третий.

Соизмерение родственных субличностей с архетипами групп подчинения и управления.

Преодоление кризисов развития личности через познание субличностей в лицах.

Автопортретирование как перепросмотр жизни личности и ее рода.

Создание лица группы через объединение образов лиц ее членов.

 

Четвертый день.

Определение образа лидера группы через объединенный образ лиц.

Преодоление остатков плохо прожитых кризисов через изучение своих субличностей.

Преодоление кризисов жизни личности и группы с помощью автопортретирования.

Этапы развития личности, группы и социального сообщества, отраженные в формах портретируемых лиц.

 

В результате семинара каждый участник может раскрыть в себе уникальность своей личности через осознание скрытых смыслов и способностей.

Пройдя этапы осознания становления своей личности можно усовершенствовать свои методы взаимодействия с миром и людьми, тем самым, укрепив свое сознание пола, индивидуальности и личности, сформировав свою лидирующую позицию на данном этапе жизни. Одновременно происходит улучшение душевного и физического здоровья.

 

……….

В перерывах между семинарами и во время самостоятельной работы над автопортретом возможна поддержка  и консультирование по электронной почте или по телефону.

……

В итоге семинаров участники получат автопортреты скульптурные, фотопортреты, дневники наблюдений, результаты психодиагностики, перспективный образ своего развития и сертификаты участников.

……….

С. А. Кравченко

Москва, 2007 г.

 

Приложение

Семинар может помочь:

1.      Заметить различные уровни символики форм лица, которые раскрывают связь человека с миром живого, с миром этноса, культуры и пола.

2.      Пережить ощущение, что портрет не послушен автору, что у него есть свой характер, что он не только через материал сопротивляется творцу, но и через форму, содержащую в себе силу скрытых знаков.

3.      Испытать чувство постороннего наблюдателя относительно этапов развития собственной личности. Это возможно при наблюдении в компьютере на одной плоскости множества изображений, где отражаются этапы работы над автопортретом.

4.      Лицо личности – цель работы маскотерапевта. Отыскать Лицо личности в масках и ликах лица человека - это более чем достойная цель портретирования в момент психологического консультирования.

5.      Не одно абстрактное лицо разыскивает человек в своей жизни и в момент консультирования, а проявление Лица собственной личности. И это гораздо легче сделать, если иметь таблицу собственных масок, где есть уровни развития, и познания формы и символики лица. Лицо становится центром, вокруг которого объединяются многие психотерапевтические техники.  

6.      А что может спасти психотерапевта от безумия (психического расстройства) в результате профессиональной деформации? Автопортрет, выполненный в технологии маскотерапии!

7.      Многозначность работы на определенном этапе дает ей архетипическую значимость, обобщенность. Мыслить от лица этноса, пола, культуры, тоже, что мыслить от лица архетипа, от лица коллективного сознания, где личности нет, и не может быть, есть просто индивид, представитель архетипа, его яркий выразитель.

8.      В теории личности Г.С.Салливена  «типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок».

9.      Осознание своего лица и тела идет синхронно с развитием человечества и отдельного человека, что отражается в скульптурах разных эпох

 

Лица цивилизаций в маскотерапии

 

.

10.  Лицо может быть утеряно на разных уровнях онтогенеза личности, и не обязательно в процессе онтогенеза, но и в зрелом возрасте можно потерять лицо, которое закладывается в более раннем возрасте. Вероятнее всего, это же лицо можно и вернуть в результате маскотерапии.

11.  Что же работает, что происходит во время маскотерапии с человеком, которого портретируют?

§     Первое – он лучше начинает осознавать форму своего тела (лица), что приводит к появлению выразительного отношения к своему телу, к идентификации со своим телом, и могут устраняться следующие синдромы нарушенного сознания: выключение сознания, помрачение сознания и нарушение сознания. Задача состоит в устранении причин синдромов. Причиной синдромов нарушенного сознания может быть «потеря лица», или – потеря осознания своего лица (истинной формы). Истинная форма лица связана с нашей жизнью здесь и сейчас, она имеет свою историю и свое вероятное будущее, социальную перспективу. Осознавая историю своего лица (своей жизни), и прогнозируя будущее своего лица (своей жизни), мы расширяем рамки осознания формы истинного лица здесь и сейчас.

§         Второе – на ранних стадиях портрета (особенно автопортрета) происходит постепенное осознание подсознательных структур (видовых, природой формирующихся, и архетипических).

§        Третье – на финальных стадиях портретирования происходит осознание сверхсознательных структур (смысла жизни, целей в жизни, творческое осмысление себя и сверхсущего).

§      При идентификации с архетипическими структурами изменяется энергетическая и сущностная составляющие человека, что ведет к изменению активности и качества отношений, к изменению эмоциональных составляющих, к подготовке изменения целей, смыслов и результатов созидания, к потенциалу возможного творческого отношения к жизни.

§     Собственное лицо, по мере его самоосознания в процессе постоянного наблюдения, превращается в эпицентр символов личности, его составляющие становятся более осознанными, определенными, расшифрованными, улучшенными и принятыми как свои. Лицо не только принимается и понимается, оно улучшается, становится более соответствующим личности, оно организует личность вокруг себя.

§        Лицо организует наше сознание в состоянии бодрствующего сознания. А что организует наше Я в измененных состояниях сознания (ИСС),  и организует ли его что-либо в ИСС? Может в ИСС наше восприятие нам уже не принадлежит? А образы внутреннего пространства уже имеют привнесенную природу? Это уровень бессознательного, где наше Я может теряться….

12.  Любое приблизительное сходство портрета отдаляет от сути человека, которая закодирована в символах формы лица.

13. У Фрейда не идет речь об осознании себя глобального и истинного, того, что скрыт изначально от человека, того, что зашифрован в символах лица, символах, выходящих за пределы жизни и сознания отдельного человека и опыта! Таким образом, во время маскотерапии постепенное раскрытие личности в портрете должно совпадать с постижением символов лица, за которыми скрыты значения, знания, переживания и чувства.

14. Отношение к своему слепку головы может быть калькой нашего отношения к людям, что младше нас, что от нас зависят. Это отношение и к себе прошлому, а может и к настоящему. Если мы авторитарны к самим себе сейчас, то мы себя не слышим и не знаем, так как сами же собой манипулируем, считая это силой личности. А это просто давление одной части личности над другой. При их консенсусе (как у Юнга трансцендентальная функция) возможен прогресс и движение в развитии! Это же ключевая мысль относительно взаимоотношений как сознания к подсознанию, так и в отношениях между частями личности.

15.  В логотерапии В. Франкла можно усовершенствовать поиск смысла, если анализировать сходства лиц во время маскотерапии с яркими типажами. А их сочетание дает очередной неповторимый тип личности, и определяет миссию.

16. Наблюдая ряд фотографий развития портрета, возникает чувство жизни портрета, проявления личности. Фотографии всех этапов – обязательная процедура метода маскотерапии.

17. Наша душа имеет возможность содержать в себе множество других лиц, создавая из них сценарии сновидений, фантазий, частично перевоплощаясь и приобретая опыт других лиц, что сказывается на формировании нашего лица и личности. Другими словами, наше лицо – это сплав лиц, переживание и опыт которых нам стал доступен. Множество распознаваний других лиц (типажей), которые в нас узнают разные наблюдатели, могут не совпадать совершенно, или частично (как в квантовой физике свет предстает то, как волна, то, как частица). Но все эти узнавания – все это мы. Некоторые из образов нам известны и частично повторяемы, имеющие много общего, но могут быть и новые, открывающие нам неведомое в нас же самих, но через восприятие других людей.

18. Мы выводим из подсознания лицо личности во время каждого узнавания в нашем лице лиц типажей, или реально знакомых нам людей.

19.  Предельно личностно! Мое отношение к портрету во время его создания полностью совпадает с отношением Бога ко мне, если я создаю автопортрет. Если же я создаю портрет, то мое истинное отношение к портрету (и естественно к натуре) совпадает с отношением Бога к натуре. Сопутствующие образы – это краткие иллюстрации такого отношения. Если я творю портрет, то я подобен Богу, я соответствую тому подобию, которое Он создал в наибольшей степени. Я с ним совпадаю, он водит моей рукой, он проявляется в моих мыслях и поступках, они транслируются окружающим людям. Если вместо слова Бог подставить «бессознательное» личное и коллективное, то получим вполне научные формулировки творения портрета и человека во время маскотерапии.

20. Вывод: мы видим в своем лице (в портрете) тех, кто является нам в сознании как образ поведения? Или наше лицо действительно содержит набор лиц тех людей, кто для нас характерен в поведении?

21.  Во сне нам доступны именно наши субличности и их комбинации в сценариях. Каждая, живая в настоящее время личность – это комбинация субличностей в реальном времени.

22.  Набор наших состояний – это набор лиц, где есть свои двойники в сознании, или подсознании. Задача психотерапевтического портретирования (маскотерапии) распознать, и определить этих двойников, сделать их осознанными, интегрировать их между собой, сплавить в одну личность, где они смогли бы сосуществовать в гармонии. Наши теневые лица – это наши враги, и они энергичны, они наша природная сила. Депрессия начинается тогда, когда мы убиваем эту силу, или отвергаем ее в себе же.

23.  Представленность миру возрастает по мере совершенствования формы тела изображаемого человека в скульптуре. Чем менее отчетливо самоосознание автопортретируемого, тем менее может он представить нам форму своего лица (тела) в скульптуре.

24. В портрете представляется не только одно лицо, в нем представляется вся совокупность стоящих за этим лицом лиц (субличностей), они все материализуются в едином лице.

25.  Создание совершенной идеальной шарообразной формы способствует очищению сознания от других форм, или сплавляет их в единую форму! Не исключено, что это действие пустоты сознания влияет и на подсознательные процессы.    

26. Психически страдающий – это человек в процессе перехода. Но на выходе из периода перехода он должен встретиться с образцом и запечатлеть его как основной стержень новой структуры его личности.

27.  В маскотерапии на разных этапах происходит коррекция отношений к людям (к виду человека и себя в нем), к этносу, вере и полу (и их в себе как миру в себе), к самому себе как индивидуальности (особенность формы и сущности), к себе как личности (творцу).

28.  Ошибки процесса маскотерапии могут быть в том, что этапы развития скульптуры не соответствуют этапам развития психики человечества, что отражено в скульптурных памятниках всех доступных нам цивилизаций, или в том, что не выявлен основной по значимости этап для клиента и скульптура не затронула в достаточной степени базовых переживаний, и не скорректировала базовые отношения.

29. Основная задача автопортрета – выявить все субличности и научиться с ними общаться, объединить их в себе, понимая их теневую и сознательную роль.

30. Мы разные из разных точек зрения, и в глазах разных наблюдателей. Если меняется наше состояние, как наблюдателя, то в одной и той же работе с того же ракурса мы все же можем увидеть другое лицо, а с другой точки зрения - тем более. Таким образом, восприятие портрета меняется от изменения точки зрения, от освещения, состояния наблюдателя и личности наблюдателя.

 

 

С.А.Кравченко.

7 октября, Москва.

 

 

 

***

 

 

 

Программа по МАСКОТЕРАПИИ

С.А.Кравченко

(обучение психотерапевтической технологии

скульптурного портрета и/или автопортрета по методу маскотерапии Г.М.Назлояна.
Автор предпримет все усилия, чтобы в процессе обучения принял участие сам Г.М.Назлоян)

 

 Этапы автопортрета в маскотерапии в исполнении психолога С.А.Кравченко

Рис. 4 . Скульптурные автопортреты автора данной программы, иллюстрирующие некоторые этапы  маскотерапии.   

 

 

Москва, 2007 г.[1]

 

 

Введение

Программа курса по обучению методу психотерапевтического скульптурного портрета и автопортрета преследует цель систематизировать процесс обучения центральному методу маскотерапии Г.М.Назлояна как психотерапевтической технологии. Обучение проводится в непосредственной практике создания портрета или автопортрета, и доведения его до натуральной величины, где обучающийся на себе испытывает весь спектр влияний данного метода.

Синхронное ведение дневника переживаний, мыслей и ассоциаций способствует лучшему осознанию процесса обучения.

Последовательность тем может изменяться.

Полный курс обучения длится от 2 до 6 месяцев.

Занятия проходят в режиме бесед, сопровождающих процесс создания автопортрета.[2]

 

Тема 1. История возникновения психотерапевтической техники автопортрета.

Давно было замечено, что автопортрет создается в критические для автора периоды жизни. Показательный пример преодоления «кризиса» на элементарном уровне – автопортреты на полях рукописей Пушкина: эти пиктограммы отмечают начало каждого всплеска творческой активности поэта. Этапы создания произведения искусства следуют в том же алгоритме, что и рождение, становление человека. Анализ диалога психолога-художника с самим собой в ходе создания автопортрета по структуре не отличается от диалога художника с моделью. В нем есть та же триада: а) контакт художника и модели перед становящимся портретом, б) с «высказывающимся становлением» (портретом) в присутствии  воображаемой модели и в) паузы в диалоге в виде обращения к самому себе.

 

Вопросы для повторения:

а) Каковы основные методы маскотерапии?

б) Каков алгоритм создания портрета?

в) Маскотерапия имеет естественную среду?

 

Тема 2. Автопортрет психолога, психотерапевта, врача или педагога.

Создатель метода опытным путем пришел в 1982 г. к автопортрету как способу реабилитации психотерапевта. Начало работы над автопортретом может совпадать с периодом душевного неблагополучия, дискомфорта, ощущения неразрешимости душевных и семейных конфликтов, наконец, возникновения паранойяльных идей. Автопортрет или портрет позволяет преодолеть этот кризис, вернул человеку психическое и творческое равновесие.

Автопортреты психологов-художников могут быть средством самоизлечения.

Пациенты из числа художников по профессии тоже подтверждали, что к работе над автопортретом они обращались для преодоления стрессовых и кризисных ситуаций.

 

Вопросы для повторения:

а) Как возникла маскотерапия?

б) Каковы виды маскотерапии?

в) В чем опыт художника?

 

Тема 4. Автопортрет пациента/клиента.

Год применения техники автопортрета дал убедительные результаты «заочного» лечения, прояснился также сложный ритуал работы над автопортретом.

Каким образом можно использовать технологию автопортрета в заочных отношениях с клиентом, как можно довести его до совершенства при встрече с психотерапевтом.

 

Вопросы для повторения:

а) Каково место автопортрета среди методов маскотерапии?

б) Этапы и условия создания автопортрета.

в) Альтернатива автопортрету.

 

Тема 2. Автопортрет человека с душевным расстройством.

Когда человек с душевным расстройством является активным участником действия, можно проследить то, что в портрете завуалировано деятельностью врача-скульптора. Здесь, как у Платона, «душа ничего не делает кроме как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая» (Платон).

Нужно отметить также, что внедрению метода автопортрета в практическую психотерапию способствовали творческие отношения Г.М.Назлояна с Институтом майевтики в Лозанне (Швейцария). Его руководитель профессор Дж. Мастропаоло с 1955 г. практикует майевтический метод при лечении аутистов, невротиков, умственно отсталых клиентов. Суть этого метода заключается в обучении творчеству, главным образом игре на флейте. Арттерапевт как повивальная бабка помогает актуализировать творческие устремления пациента, не вторгаясь в мир его духовных и эстетических переживаний. Созданная Г.М.Назлояном техника автопортрета – своего рода продолжение этой традиции, с более точным воплощением майевтической идеи и более эффективная, по признанию самого  Дж. Мастропаоло, при лечении психозов. Ведь в данном случае психолог принимает участие во многих рождениях художественного образа самого больного. Опыт работы Института майевтики позволил без предварительных клинических испытаний использовать метод автопортрета в комплексном лечении душевнобольных.

 

Вопросы для повторения:

а) Как определяется душевное здоровье?

б) Что может отразиться в автопортрете человека с душевным расстройством?

в) В чем преимущества маскотерапии над другими методами психотерапии душевнобольных?

 

 

Тема 5. Техника лечебного автопортрета.

Автопортрет лепится из серого скульптурного пластилина, имеющую необходимую для работы вязкость и пластичность. Используются скульптурные стеки различных размеров. Пациенты усаживаются за столики перед зеркалами, берут пластическую массу  и готовят, по просьбе психолога, овальную форму, близкую по размеру и виду к куриному яйцу.

Определенные сдвиги в состоянии клиента иногда происходят в самом начале. Маски создаются путем выемки лишнего (принцип работы с твердым материалом). При лепке первых масок клиентам рекомендуется работать пальцами, как можно реже использовать инструменты. Показателем завершения работы над образом служит достижение некоторого уровня, когда скульптура перестает развиваться.

Закрыв портрет пластилиновыми лепешками, формируется новое, по размеру несколько большее яйцо. «Выясняется, – пишет Бахтин, – что всякий действительно существенный шаг вперед сопровождается возвратом к началу… точнее, к обновлению начала» (Бахтин, 1996), На каждом новом этапе пластический образ должен становиться ближе к прототипу. Получается набор масок, которые, как в матрешке, вставлены одна в другую.

 

Вопросы для повторения:

а) Какой материал предпочтителен в автопортрете?

б) Каковы этапы развития автопортрета в маскотерапии?

в) Каковы вероятные эффекты во время создания автопортрета?

 

Тема 6. Автопортрет и принцип матрешки.

Технология изготовления собственного портрета в виде серии стилизованных масок одна на другой напоминает матрешку. Каждая маска при реальном несходстве, подобна предыдущей, полностью идентифицируется больным с самим собой. Хотя маски подобны по смыслу, но, как и в матрешке, оптически  неравноценны. В отличие от матрешки здесь существуют некоторые технические ограничения: а) произвольные – размер с куриное яйцо в начале, и натуральная величина в конце; б) необходимые – по меньшей мере символическое сходство в начале и реалистическое в конце.

 

Вопросы для повторения:

а) В чем суть метода матрешки в маскотерапии?

б) В чем ограничения разного размера автопортретов?

в) В чем преимущества маленьких автопротретов? 

 

Тема 7. Роль психотерапевта в работе пациента/клиента над автопортретом

Роль психотерапевта не исчезает хотя бы потому, что технически мастер превосходит пациента, имеет больший опыт в лепке. При достижении скульптурного автопортрета натуральной величины курс лечения должен быть завершен. Но если больному не хватает профессионального мастерства, ему поможет докончить работу психолог-портретист.

Левая и правая стороны в портрете меняются местами, а в автопортрете нет.

Опыт завершения другим мастером автопортрета неизвестен в истории портретного искусства. Если работу завершает психотерапевт, основная эстетическая идея, вложенная в портрет пациентом, его версия непременно сохраняется. С начала лечения перед больным и психотерапевтом возникает цель – изготовить полноценный в художественном смысле портрет. Окончание автопортрета, как и портретной терапии, совпадает с окончанием лечения. Таким образом, лечебное время и здесь совпадает с творческим временем.

В некоторых исключительных случаях автопортрет может лепиться в домашних условиях, перед зеркалом, и в присутствии других людей.

Обязательные условия при этом: во-первых, дверь в комнату, где работает больной, должна быть открыта для актуального или потенциального присутствия других людей, поскольку психотерапевтический автопортрет не должен создаваться в условиях изоляции больного скульптора; во-вторых,  на разных этапах лепки необходимо обращение к психотерапевту с очередной готовой маской.

Процедура изготовления скульптурного автопортрета предполагает новую форму общения с пациентом, существенно отличную от традиционной. Врач может садиться рядом, беседовать, вмешиваться в работу, отходить, наблюдать пациента со стороны, слушать его беседы с «коллегами», фиксировать изменение выражения лица больного в зеркале, производить видео- или фотосъемку, разговаривать с пациентом на различном расстоянии и с разных сторон, задавать ему любые вопросы.

Процесс скульптурного автопортретирования предполагает совместное творчество пациента и врача, причем пациент занимает в нем активную позицию. Обсуждение  развивающегося во времени образа (предметное общение) преодолевает сопротивление пациента и создает естественные и равноправные отношения.

 В отличие от других способов психотерапии здесь психотерапевт надежнее защищен от фиксации переноса. Длительное непосредственное общение с пациентами в творческом процессе позволяет выявить нарушения координации движений, концентрации внимания, волевой активности; определить степень заторможенности, утомляемости, способности к мелким точным движениям. Результат работы, маска, безотносительно к уровню профессионализма показывает грубые пространственные нарушения у больного, асимметричность этих расстройств, стереотипность и символизм в мышлении, его бессвязность и многое другое. Расширяются возможности дифференциальной диагностики органических и функциональных расстройств.

 

Вопросы для повторения:

а) Что необходимо ждать психотерапевту во время сеансов маскотерапии?

б) Каковы основные принципы ведения диалогов в маскотерапии?

в) Какие методы психотерапии желательно сочетать с маскотерапей?

 

Тема 8. Психотерапия.

Важнейшим фактором автопортретной терапии является то, что работа больного над собственным образом стимулирует рефлексию, «обращенность сознания к внутреннему миру» в отличие от аутистического погружения в себя, это творческий процесс самосознания, результатом которого легко становится повышенная критика своего состояния. Такая атмосфера стимулирует восстановление внешнего и внутреннего диалога. Происходит часто бурный прорыв из патологического одиночества, проявляющийся как эмоциональная разрядка.

Техника автопортрета наиболее щадящая, наиболее гуманная из всех методов лечения в комплексе маскотерапии.

Техника автопортрета, как и другие методы маскотерапии, направлена на выведение пациента из состояния  патологического одиночества, на восстановление им утраченного образа самого себя. Отличительная черта этой техники в том, что здесь используется майевтический принцип. Врач помогает пациенту родить свой образ, возродиться, стать нормальным, адекватным, психически здоровым. Здесь, как и в портретной терапии, лечебная цель совпадает с процессом самоидентификации.

Распространившаяся в данный период времени бессубъективность устраняется сама собой.

 

Вопросы для повторения:

а) Каковы основные душевные процессы затрагиваются в маскотерапии?

б) Что может переживать клиент на различных этапах работы над портретом?

в) Что может способствовать "второму рождению" личности?

 

Тема 9. Компенсация.

Перспектива автопортрета уходит в бесконечную зеркальную галерею рефлексивных образов. Автопортрет, чтобы соответствовать своей жанровой задаче, должен бесконечно делиться и в мельчайших фрагментах воспроизводить себя. В атмосфере портретирования собственного лица пациент получает гораздо больше новых интеллектуальных и эмоциональных впечатлений за единицу времени, чем при любой другой форме активности.

 

Вопросы для повторения:

а) Каковы эмоциональные реакции следует ожидать в процессе маскотерапии?

б) Какие открытия может сделать для себя клиент в работе над портретом?

в) Какие страхи испытывает человек в работе над потретом?

       

Тема 10. Реабилитация людей, переживших душевное расстройство.

Совмещая в себе предельную простоту и наивысшую сложность, техника автопортрета прокладывает пути восстановления интеллектуальных функций у дефектных, умственно отсталых и слабоумных больных. Надо отметить, что к работе над автопортретом больные независимо от их диагноза и уровня интеллекта относятся одинаково серьезно и ответственно. Психотерапевтическая работа в атмосфере автопортретирования позволяет полностью реализовать реабилитационный принцип опоры на сохранные звенья.

  

Вопросы для повторения:

а) Какое отношение можно ожидать в работе над портретом от клиента?

б) Как преодолевать сопротивления в маскотерапии?

в) В чем опасность перерывов в работе над портретом?

  

Тема 11. Заключительная.

Своеобразие описанной психотерапевтической техники заключается в том, что лечение и реабилитация пациентов начинаются одновременно. Будучи разновидностью арт-терапии, метод автопортрета отличается от других техник строгой концептуализацией психотерапевтического процесса. Он применим к пациентам с различной нозологией и тяжестью состояния как в комплексе с другими методами, так и самостоятельно. Эта наименее спекулятивная форма самопознания может широко использоваться в психопедагогических целях (Жулев, 1997). Одним из неоспоримых достоинств автопортретирования является его воспроизводимость за пределами Института маскотерапии – в стационарах, диспансерах, домах для инвалидов, а также в художественных мастерских средних школ.

 

Вопросы для повторения:

а) В чем отличие маскотерапии от других методов арт-терапии?

б) В комплексе с какими другими методами может применяться портретирование?

в) Кто и как может выполнять портрет с целью психотерапии?

  

Назлоян за работой

 

Рис. 5. Г.М.Назлоян за работой над портретом клиента. 2007 год.

Фото С.А.Кравченко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература

  1. Ельшевская Г.В. Портрет как автопортрет. М., 1992.

  2. Ельшевская Г.В. Маскотерапия как искусство // Назлоян Г. М. Зеркальный двойник

  3. Кравченко С.А. Маскотерапия. Персональный сайт

  4. Мочалова О. Б. Арттерапия – метод лечения и обучения. В кн.: Сборник статей по прикладной психологии. М., «ВЦ РАН», 1999.

  5. Мочалова О. Б. Арттерапия – метод лечения и обучения. В кн.: Сборник статей по прикладной психологии. М., «ВЦ РАН», 1999.

  6. МПЖ - Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 4.

  7. МПЖ – Московский психотерапевтический журнал, 2000, № 3

  8. Назлоян Г. М. Возвращение личности. - Наука и религия, 1988, № 8, 9.

  9. Назлоян Г. М. Тайна магического портрета. - Экос, 1991, № 1.

  10. Назлоян Г. М. Зеркальный двойник: утрата и обретение. М., Друза, 1994.

  11. Назлоян Г. М. Принципы назначения лекарственных препаратов в институте маскотерапии. В кн.: Сборник статей по прикладной психологии. М.:В. Ц. РАН, 1999

  12. Назлоян Г. М. К концепции патологического одиночества. МПЖ. 2000, № 2.

  13. Назлоян Г. М. Портретный метод в психотерапии. М., ПЕР СЭ, 2001

  14. Назлоян Г. М. Концептуальная психотерапия: Портретный метод. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 239 с.

  15. Назлоян Г.М., Абрамян Л.А. Беседы у костра // Назлоян Г.М. Зеркальный  двойник. М., Друза, 1994.

  16. Орлицкий Ю. Что внутри стеклянной матрешки?, - Родина, 1996, №2.

  17. Орлов Д. У. Philosophia матрешки // Материалы конференции: «Русская и европейская  философия: пути схождения», М., 2001.

  18. Филатов Ф. Р. Отношение «я – другой» в свете поздних сочинений К. Г. Юнга.

  19. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: 1997

  20. Юдин Т. И. Психопатические конституции. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых,

  21. Самохвалов В. П. Психический мир будущего. – Симферополь: КИТ, 1998. – 400 с.

  22. Сайт центра Г.М.Назлояна - http://www.masktherapy.ru

 

[1] На первой странице программы изображены скульптурные  автопортреты  автора данной программы, иллюстрирующие некоторые этапы технологии. Автор неоднократно испытал данную технологии на себе в разных вариантах, и с применением различных художественных техник. На сайте www.proroki2005.narod.ru  представлена  работа по графическому автопортрету, вызывающая те же феномены, что и скульптурный портрет.

[2] В программе использованы тексты из книги:  Назлоян Г. М. Портретный метод в психотерапии. М., ПЕР СЭ, 2001. , Назлоян Г. М. Концептуальная психотерапия: Портретный метод. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 239 с.


 

 

реклама

реклама

 


Главная    О себе   Новости сайта   Практика психолога   Центр предвосхищения   Фотогалерея   Избранное   Контакты   English

 

 © 2007-2011, Сергей Антонович Кравченко                    Персональный сайт - http://skravchenko.ru               Дата последнего изменения этого узла

Rambler's Top100

Яндекс.Метрика