Rambler's Top100 Главная    Центр предвосхищения

Тезисы и выступления

Theses of performances


 

БУДУЩЕЕ  ВИДЯТ  И  МОГУТ  ИЗМЕНЯТЬ  ТЕ,  КТО СМЕЕТ ЭТО ДЕЛАТЬ!

Текст выступления Кравченко С.А. на совещании 18 декабря 2006 года в АТиСО

Текст выступления в ИМЭиМО 7 марта 2007 года

 

БУДУЩЕЕ  ВИДЯТ  И  МОГУТ  ИЗМЕНЯТЬ  ТЕ,  КТО СМЕЕТ ЭТО ДЕЛАТЬ!

Тезисы в сборник по итогам Межрегиональной научно-практической конференции «Российская модель социального партнерства: перспективы развития».

 

Кравченко Сергей Антонович,

старший научный сотрудник

Научного центра социальных технологий

Института социального партнерства АТиСО.

 

Будущее существует уже сейчас и наше настоящее пронизано им. Творение будущего может начаться от каждого творца. Смеем ли мы его видеть, переживать, смеем ли мы его осуществлять, приближать и изменять? Если мы и смотрим на соседей по социальному и мировому сообществу, на других в других эпохах, временах и пространствах, то мы ли сами смотрим, или смотрит тот усредненный и потерявший свою идентичность субъект? Мы ли живем свою жизнь, мы ли несем за нее ответственность, берем ли мы ее на себя вообще? Вопросов много, и все они решаются, если мы, находясь в своем времени, в своем пространстве, берем ответственность на себя за свое настоящее и будущее. Оно рождается сейчас, и взирает на своих родителей – посмеют ли они его заметить, позволять ли они ему быть, расти и развиваться? Что есть человек  в себе и в настоящем социальном мире? Кто он при сложившихся обстоятельствах? Сам ли он в себе, или отражение других, пусть даже и авторитетных других. Что смеет сейчас человек в России, в ученом мире, в мире вообще? Имеет ли он ощущение себя, своей божественной сущности, своего естества как ученого? Проявится ли его сущность во всей своей природе, или останется отражением чужой реальности, вероятно, тоже отраженной. Нас окружает мир бесконечных отражений и повторов. Кто смотрит в глубь мира истинного, кто смеет позволить себе быть собой, строить свои отношения, реализовывать свою миссию? Кто есть в этом мире сам в себе, и отражает истинное видение себя и мира в себе, тот и есть наиболее полезный миру человек, общество, страна. Это конфликт, или настоящая интеракция? И то и другое. Интеракция, в которой есть и конфликт, и все, что есть в мире. Это полноценная интеракция, отразившая в себе все символы, знаки и значения, присущие этому мгновению и этому субъекту социальных отношений.

Что же мы смеем? Мы смеем не все, что умеем и знаем. Почему Разум не может осознать себя и продвинуться к своему истинному будущему через преодоление усредненности, а идет через усредненные отношения, оценки, усредненную силу ума, тела, творчества? Царство посредственностей, повторов и отражений.

Мир затих в человеке, Бог затих, Разум потерял свою силу и плохо себя осознает, он на грани своего понимания. Или теперь не человек есть его проводник. Неужели не отдельный человек? Субъект умер? Человек ждет этого от своих технологий, нового глобального мироустройства, или от общественного сознания этого мироустройства? Принесет ли оно вершины человеческого понимания и проникновения в сущность вещей? Или все же одиночки должны сметь и, вырываясь за пределы усреднений, входя в конфликт с посредственностью, пророчить и рождать будущее, оглашать свое, истинное, человеческое, Разумное Вселенной, Мира и Себя в нем?

Усредняясь, отходя от откровенного отношения к жизни и к себе, мы теряем и откровения, теряем силу своей проявленности, теряем свои вершины личности, теряем еще не осуществленные социальные вершины. Кто смеет быть самобытным, тот смеет быть на пике самопознания и познания мира, и может быть на нем. Я за российскую модель социального партнерства, за социальные условия и отношения, где каждый есть сам, и знает самость другого. Универсальность Самости и ее слитность с другими на иных уровнях бытия не может лишить ее своего лица.

Мы должны сметь сохранять свое лицо и строить свои модели отношений, иначе наше лицо превращается в зеркало, отражающее другие, возможно, тоже отраженные лица.

 

 

Текст выступления Кравченко С.А. на совещании 18 декабря 2006 года в АТиСО

(Запись сделана с диктофона)[1]

 

Мое краткое выступление будет посвящено необычному фактору конкурентоспособности – это психологический фактор.

Хочу сказать, что, анализируя современное руководство, руководство может быть как социальной структурой, так и Вашей семьей, или там другим социальными сообществом, но вместе с этим мы пришли к заключению, что конкурентоспособность может быть повышена без особого капиталовложения. Если у человека есть два очень важных качества: первое – компетентность. Думаю, что здесь никто не будет против, если мы будем повышать компетентность? Но вместе с этим есть одна особенность, которую сейчас разбирают в очень серьезной философской, социологической и психологической литературе, как перспективное мышление.

Перспективное мышление не всегда у нас приветствуется, или приветствовалось, и, возможно, не будет приветствоваться, по одной простой причине, так как это отдельное мышление, которое выходит за пределы коллектива, и чаще всего конкурирует с другим перспективным мышлением. Здесь очень важно, кто является субъектом этого перспективного мышления. Если это лидер, если это руководитель социальной структуры, тогда здесь все хорошо, нет противоречий в предвидении будущего. Потому мое краткое выступление  в основном посвящено такому фактору, который сейчас не присутствует, но, возможно, будет … мы  с вами изучаем будущее. Эта серьезная работа, которая начата в нашем центре и находится сейчас в стадии разработки, но в месте с этим мы бы хотели поделиться некоторыми соображениями.

Каждое перспективное мышление может разделиться на два фактора: первый фактор - это непосредственно видение будущего. Но видение будущего может быть вариативно. Вариации, которые возможны в предвидении будущего зависят к какой социальной структуре принадлежит человек или социальное сообщество. Если сам руководитель учреждения принадлежит конкретной одной непосредственной структуре, возможно его видение будущего будет однозначным. Но у него будет еще образ…, образы той будущей реальности, которая зависит от структуры, которая, ему не подчинена.

   И вот здесь мы подходим к ключевым понятиям. Еще во время второй мировой войны психотерапевтами было замечено следующий факто, люди, находясь в концлагерях, очень сильные люди ломались очень быстро по одной простой причине, они не видели своего будущего. Исследователь, который находился сам в концлагере, в последующем стал основоположником этого направления в психотерапии, социальной психотерапии, это Виктор Франкл. Он наблюдал следующий фактор: очень сильные социально значимые люди, попадая в концлагерь, ломались, и превращались в животных, по одной простой причине, они не видели своего будущего. Другое дело, стоило укрепить в человеке видение, перспективное видение своего будущего с положительными образами, как человек сразу укреплялся.

 А теперь представим нашу современную социальную структуру, которая не видит своего будущего. Представим руководителя, который не видит ни одного приличного образа своего будущего как руководитель или как структура, социальная структура. Представим, что он видит, но не транслирует этот образ своим подчиненным, или он не верит этому, или они видят альтернативные образы, отрицательные.

Я не буду проходить по всем составляющим функциям, я только скажу о мотивации. При очень серьезных капиталовложениях, при очень хорошей структуре, при очень хороших кадрах, если отсутствует положительный образ будущего структуры, если руководитель его не видит, и подчиненные в него не верят, или не видят, мотивации к труду не будет, не будет положительного отношения к своему рабочему месту, в том числе к своей структуре. И не будет результатов сколько бы мы не закачивали финансов в эту структуру. Самое худшее, что будет, то что мы иногда наблюдаем в некоторых структурах, перенявших советский стиль поведения в худшем виде. Например, развитое пьянство. Чаще всего мне как психологу, в прошлом психотерапевту приходилось лечить людей от пьянства одним очень простым методом. Я просто-напросто создавал положительный образ этого человека в будущем. Если он уверен в этом, что с ним это может произойти, почему-то эта операция удавалась, и человек переставал пить и становился сильнее, крепче, он начинал жить, он видел свою перспективу.

Да, такие человеческие операции редко удаются. Чаще всего мы все очень хорошо видим, к чему мы идем, мы чаще всего видим, какие образы будущего нас ожидают, и чаще всего мы соответствуем своим поведением этим образам. Как руководитель, так и подчиненные, как простые сотрудники, так и люди, которые ходят по этим улицам.

Жизнеспособность общества и конкурентоспособность в значительной степени зависит от того, что мы видим в своем будущем, а, естественно, любой образ будущего связан с реальным настоящим. Это чисто психологический фактор. От чего он зависит? Да, здесь есть много вопросов, но есть одни положительные вещи.

Последняя минута моего времени будет посвящена одному утверждению и рекомендациям…. Мы нашли некоторые выходы из создавшейся ситуации.

Если анализировать современные архетипы на уровне коллективного сознания, наблюдается следующее: архетип Матери увядает, почти отсутствует в некоторых структурах. Архетип Пола – отсутствует. Иногда говорят: это наши сотрудники, вместо того, чтобы говорить: это наши мужчины и женщины. Особенно в образовательных учреждениях. И дети растут такие междуполые, двусексуальные.

Отсутствует архетип Старца-Мудреца. Людей пожилых и мудрых очень часто не любят, изгоняют из коллективов. Почему? Отсутствует этот архетип. Да,  не уважают старость, считают, что она не умна, раз привела к такой реальности.

Второе. Очень часто присутствует архетип Трикстера. Другими словами Трикстер – шут, неискренен, меняющийся в своем облике разнообразно, часто, непредсказуемо. Если этот архетип распространен, если он в душах многих людей, я могу сказать следующее: многие социальные структуры в нашем государстве находятся на этапе изменений. Изменения не произошли окончательно, они происходят, и будут происходить. И некоторые из них будут мало предсказуемы.

Второе: мы рекомендуем, мы рекомендуем и разрабатываем программу развития перспективного мышления. Очень часто, когда люди видят образы будущего, они способны их изменить, если они их не устраивают, и наоборот, развивать и поддерживать, если есть положительный образ и нас он устраивает.

Спасибо.

 

Текст выступления в ИМЭиМО 7 марта 2007 года

( Текст записан с диктофона)

Предмет исследования

Несколько ключевых понятий

Время в социальном предвидении

Время и социальная дезадаптация

Предвидение в социальном управлении

Особая способность к предвидению и ее развитие

Поле социальной потенциальности и предвидение

Социально-психологический феномен пророчества

Концептуальная карта теории интуитивного познания

Способность предвидеть будущее свойственно большинству людей

Личность и государство

Группа социальной перспективы

 

Уважаемые дамы и господа, все то, что вы сегодня увидите и услышите, это первая проба объединить все исследования и размышления, которые были предприняты мной за последние годы.

 

Предмет исследования

Так как предмет исследования находится за пределами какого-либо одного отдельного направления науки и является междисциплинарным, я постарался здесь использовать знания из разных сфер человеческого знания. Сюда входят данный из социологии, особенно из социологии управления, психологии, особенно из социальной психологии, их трансперсональной психологии, из психиатрии, психотерапии и других сфер человеческой деятельности.

 

Несколько ключевых понятий

Интуитивное предвидение социальных событий предполагает несколько ключевых понятий, и одно из них это интуиция. Очень спорное понятие, и сейчас является отдельным предметом научного исследования. Последние 15 лет, особенно в зарубежной психологии это понятие изучается очень основательно, и даже считается особой способностью руководителей высшего звена, которых иногда отбирают в высшее управление (см. Работы по интуиции).  Если человеку интуиция дана, то это считается дар от природы, но не определенные усилия человека. Если интуиция это непосредственная способность человека…. (смотри определение в презентации), выходит за пределы современного научного метода и считается чем-то наполовину мистическим, но это не значит что это нельзя изучать. В современной психологии считается нормально, если человеческий рациональный подход к жизни начинает распространяться на сферу жизни иррациональной. Мы этого коснемся немного дальше, но пока я хотел бы определиться еще с несколькими понятиями.

Понятие предвидения. Я взял самое краткое определение (дать определение). Это тоже очень спорное понятие в современном социальном управлении, но здесь оно представлено  ключе социальных событий. Всякое определение явлений общества, относящихся к будущему. Тоже очень спорное понятие, которое можно обсуждать.

Определим понятие социальное явление. Это более-менее устоявшееся явление как элемент социальной реальности, обладающее всей полнотой социальных признаков….., но вместе с этим тоже не полное определение.

И последнее определение, которое будет основанием для нашего дальнейшего разговора – это социальный процесс – развитие во времени того или иного социального явления.

Время в социальном предвидении

Каждое из этих понятий можно разбирать бесконечно, но я бы хотел остановиться на понятии времени по одной простой причине. У нас в России существует целый междисциплинарный семинар в МГУ, который существует более 20-лет, и называется семинар по темпорологии. От слова темпос (время). Также существует и международное общество по изучению времени.

Очень спорное понятие, которое является ключевым в моем исследовании…. Без этого понятия мы с вами не  сможем продвинуться ни на шаг.

Время вообще понятие, которое выходит за пределы какой-либо научной дисциплины и является понятием междисциплинарным в квадрате.

Одно из определений времени берет свое начало еще со времен Ньютона. Время как самодостаточная сущность, оно абсолютно и непрерывно. Почему-то считалось, что это действительно сущность, что она непрерывна и вездесуща, или как база вообще мира….

Но пришел Эйнштейн и возникла тема отношений….

Следующее определение … где все события существуют. Одна из картин мира.

Еще одна модель времени, где время идет циклами. 1380 циклов. В том числе циклы возникновения и исчезновения цивилизаций (Данилевский). Символ вечности – змея, пожирающая свой хвост. Все зависит от того, какой мы берем цикл: месяц, год, десятилетие, век или вечность.

Пятая концепция времени – время как ветвящаяся структура. Это из квановой физики в 60-х гг. Эверетт и его теория времени. Мир имеет бесконечное количество миров, где идут свои времена. Теория серьезно изучается на стыке квантовой физики и психологии сознания. Один из ярких представителей современной науки – Менский, институт физики РАН. Его доклад  на семинаре по темпорологии в прошлом году и статья….

Он доказывает, что каждый из миров Эверетта – это состояние сознания человека. Он ставит знак равенства, что каждое ИСС и миры Эверетта… Психология сознания человека и квантовая физика могут помочь друг другу познать самих себя и ту реальность, где они пересекаются.

Еще одно определение времени: фрактальное время с динамическим хаосом. Одна из современных картин мира, где нет глобальной системы, а есть отдельные фрактальные сущности, фрактальные времена… и все это находится в самоорганизующемся хаосе.

Но мы будем рассматривать нашу бытийную линию времени, которая нам всем доступна…

Во всех предыдущих шести я могу показать как можно доказать будущее …, Но как доказать предвидение будущих событий, особенно интуитивное, нелогичное доказательство будущего? В системе линейного времени, когда время приходит с будущего, реализуется в настоящем и уходит в прошлое. Есть иная точка зрения, в которой считается, что события развиваются из прошлого, имеют причины в прошлом (вспомнились причины Аристотеля: причина цели в том числе), создают настоящее, и, возможно, формируют варианты будущего мира.

Оказывается, что современное мышление во многом создает наше будущее… У кого плохая память, прошлое забывается и оно также непредсказуемо  как и будущее. Особенно это доказывает история, когда она пересматривает прошлое, и действительно новый взгляд на прошлое формирует новое видение прошлого.

Время и социальная дезадаптация

В психиатрии это тоже серьезное понятие для последних 50-ти лет. Казалось бы, воспринимает человек время, ну и что? Оказывается, нет. Если человек достаточно выразительно видит настоящее, если он в достаточно розовом цвете видит будущее, если он  хорошо помнит и уважает свое прошлое, то он обычно здоров и психически. И не просто психически здоров, но он еще и адаптивен, он выразителен как личность, у него достаточно хорошо сформирован взгляд на будущее, он способен его создавать. Если у человека в прошлом нет ничего приличного, если он в будущем не видит своей жизни, он в настоящем разрушает, теряет свое лицо, теряет свою личность и, как сказал основательно этого направления в психотерапии В. Франкл, человек теряет вообще человеческую сущность.

 

Предвидение в социальном управлении.

Чтоб как-то схематизировать процесс предвидения будущего в человеческом сознании и в социуме я предлагаю следующую схему. Этапы осознание будущего в процессе социального управления.

 

предчувствие – предвидение – предсказание – соц. прогнозирование

 

Предположим, что мы не просто из праздного любопытства познаем будущее, предположим, что мы хотим им управлять, и не просто будущим отдельного человека. Представим, что мы хотим управлять будущим группы, социального сообщества, страны, или мировым масштабом, который разбирается в глобалистике, глобальные проблемы: демографические, экологические и т. д.  Но, как бы там ни было, интуитивное предчувствие, досубъективное восприятие, которое есть даже у животных, которые уходят из мест возможного землетрясения. Оно свойственно и человеку на физиологическом уровне. Когда человек говорит: я чувствую, что надо двигаться в этом направлении (иногда ученые так выражаются), некоторые руководители говорят: я чувствую надо принимать подобное решение, но он не может пока это осознать в боле конкретной форме.

После предчувствия обычно идет предвидение, но можно и предслышание, или как бы кинестетичевкое предчувствование конкретных событий. У людей, у которых хорошо развито воображение, будущее предстает иногда в конкретных картинах. Например, человек, который занимался политическим предвидением, накануне того, как Ельцин отказался от власти, он видел следующую картину будущих событий, он говорит, что ему казалось, что Ельцин просто спрыгнет с кормы корабля. Так он выражал свою мысль о возможных политических событиях. Ельцин спрыгнет, или ему помогут спрыгнуть, так как  него уже нет сил ждать, когда этот корабль подвезет его к пристани. Ельцин фактически действительно не дождался пока корабль власти подвезет его к пристани, и он спрыгнул, то ли еще что-то произошло. Но фактически, человек высказывает этот образ, он в какой-то степени предвидел смысловую структуру вероятных событий. Я к тому веду, что видение может быть разным, но смысловая структура чаще всего совпадает с тем перспективным мышлением, о котором человек говорит. Но такое видение может быть субъективным, индивидуальным, может быть результатом измененного состояния сознания.

Но нас все-таки интересует социальное управление, когда человек после предвидения что-то предполагает, уже конкретно делает выводы и начинает предсказывать кому-то. Когда человек непосредственно предчувствует, предвидит, предполагает, ему надо  еще с кем-то чаще всего поделиться. Потому что, когда предчувствие является очень ярким и выразительным, оно не может удержаться внутри личности, и хотя бы с самым близким человеком человек делиться, то есть предсказывает…  Многим знакомы подобные переживания… наши исследования показывают, что процесс развивается в подобном русле и направлении. После предсказания человек испытывает массу реакций: одобрение, противоречие, принятие, непринятие. Все зависит от того, на каком этапе развития находится личность, и на каком уровне социального статуса находится человек предсказывающий. Если это лидер серьезной организации, если это лидер серьезного государства, то чаще всего его предсказание является предметом серьезных политических дебатов, социальных планов, финансовых и экономических решений и т. д. Другое дело, если это оппозиция, или не уважаемый человек, что часто это предсказание тонет в сонме других предсказаний.

Но у нас есть еще прогнозирование социальное, которое является наукой о будущем, и которое еще с помощью других методов, в том числе и методов математического анализа пытается доказать то, что человек накануне пытался предсказать как человек чувствующий. Обычно предыдущие четыре этапа делают хорошие эксперты.

Особая способность к предвидению и ее развитие

Еще в 60-х гг. было зафиксировано, что некоторые эксперт обладают каким-то даром, невыразимым, и его назвали просто даром эксперта предвидеть будущее. И чаще всего такие эксперты подбираются штучно или выращиваются. У нас такие эксперты пока не выращиваются, так как нет соответствующих программ. Я изучил программы, по которым готовят будущих прогнозистов. Там есть только одно упражнение на развитии воображения, и на этом все, что касается развития особых способностей к предвидению, заканчивается. Все остальное касается математического анализа, истории развития прогнозирования и т.д. Другими словами, я хорошо знаком с нашей Академией прогнозирования (исследования будущего) – не занимаются они специальным выращиванием способности к предвидению будущих социальных событий.

Но все-таки хороший прогнозист, хорошо взращенный эксперт (качества личности и качества эксперта…) способен высказать предчувствие, предвидение и предположение, и потом это является материалом хорошей прогнозной разработки, хорошим социальным прогнозированием.

Таким образом мы видим этапы, и если предчувствие приходит человеку откуда-то свыше, или с какой-то иной реальности, какого-то коллективного, божественного или социального сознания, общественного сознания. Человек предчувствует, потом видит конкретные картины или слышит иногда некоторые звуки или слова, предполагает, предсказывает, выносит свои предположения в социум и непосредственно начинается социальное прогнозирование  на основании каких-то предчувствий.

Вот этот алгоритм, по которому можно в принципе работать, если мы пытаемся сделать прогнозирование и предвидение серьезной наукой. Хотя все то, что сделано до современного этапа не удовлетворяет ни политиков, ни экономистов, ни финансистов, ни социальных управленцев, и до сих пор является достаточно расплывчатым  и малоэффективным. Что я предлагаю?

Есть поле, которое вызывает критику среди…    это сборник, который я создал благодаря тому, что взял…

 

Поле социальной потенциальности и предвидение

Наша концепция времени, где прошлое, настоящее и будущее – это линия времени и представим Вас в этом месте и в это время. Вы находитесь здесь, где читаете эти строки. Но наше знаменитое выражение: что-то я не в себе, и подобные выражения говорят следующее, что человек чувствует, что он не владеет собой.

Эти знания из психиатрии, психотерапии и трансперсональной психологии.

Центральное поле на нашей схеме: человек здесь и сейчас в себе.

Следующее поле над центральным – это человек здесь и сейчас, но в другом человеке (В.Лепский о вопросах рефлексии и рефлексивных исследованиях в статье от редактора журнала «Рефлексивные процессы и управление» №1, 2001, июль-декабрь, том 1, где он пишет, что наличие во внутреннем мире субъекта Х представлений о внутреннем мире субъекта У позволяет поставить задачу организации рефлексивного управления, а я ставлю задачу изучения перспектив той иной субъективности, которая доступна мне, то есть предвидения будущего …) . Объясняю эту клеточку. Когда вы очень внимательно слушаете своего собеседника, когда вы эмпатийно вчувствуетесь, перевоплощаетесь, особенно это свойственно хорошим артистам, людям с такой невероятной проницательностью (пять баллов по нашей анкете пророка) и чувствительностью, когда они говорят: я чувствую, что ты чувствуешь. Вот это и есть верхняя клеточка. Человек как бы здесь и сейчас, но одновременно он в другом человеке, он забывает о своих проблемах, он забывает даже о своем теле, но чувствует даже боль головную, зубную или сердечную рядом живущего человека. Это нам понадобиться дальше, когда в этой схеме появится еще … дополнительные знаки.

Точно также выше: здесь и сейчас в других лицах, чаще всего проявляется, когда вы находитесь в толпе (см. психология толпы Г.Лебон), если вам знакомо чувство захваченности толпой, состояние толпы и вы перестали чувствовать свои потребности, боли, свои цели и вас  влечет толпа …   разделяете мнение толпы… . Некоторые люди, делясь впечатлениями, говорят, что они перестали быть самими собой, что они стали как толпа, что они не чувствовали времени, пространства, творили то, что хотела толпа. Это может быть футбольный матч, кино, театр, когда люди из-за ничтожной шутки хохочут всем залом. И если мы в этот момент наблюдаем все по телевизору и в одиночку, скучая, то не можем иногда соответствовать тому веселью, что видим. В зале происходит взаимное заражение, и те кто работает с залом, они знают, что такое взаимное заражение, когда смех отдельного человека заражает всех остальных. Или один испуганно кричит «пожар», а все остальные, не видя самого пожара, ведут себя так, словно действительно огонь уже жжет им пятки.

 Еще более высокое положение по нашей шкале: «я сейчас в других, но не здесь». В норме это чаще всего не проявляется, или проявляется в экстрасенсорных восприятиях матери ребенка, возлюбленных между собой и т. д. Когда мы на расстоянии чувствует несчастье. Это не полностью доказанный факт, но серьезно осмысливаемый еще Фрейдом в 30-е гг. прошлого столетия, когда он впервые признал, что сон не только реализация наших желаний, но сон может быть одновременно и базой для очень хорошей интуиции, и даже телепатии, когда мы на расстоянии можем чувствовать другого человека (см. Фрейд Последние лекции). Получается, человек, находясь здесь и сейчас, чувствует себя в других, но не здесь. Происходит что-то и вполне мистический факт, но не совсем доказанный. Но в психиатрии очень серьезно обсуждаемый потому, что люди в состоянии психоза действительно переживают состояния других людей, которые находятся на расстоянии. Для нас это важный конструкт, так как он нам поможет понять, почему человеку может быть доступно будущее других людей.

Ниже еще более мистичные на первый взгляд вещи, когда человек видит себя сейчас здесь, но в животном. Некоторые люди чувствуют так животных, экосистемы, что перевоплощаются в них. Это что-то подобное как перевоплощение в человека. Но некоторые даже могут перевоплощаться в неживое, в компьютер.  Некоторые молодые люди настолько вживаются в компьютер, что чувствуют их как что-то происходит внутри. Некоторые чувствуют двигатели, некоторые – другие механизмы, электростанции и т.п., в том числе на расстоянии.  Хорошие мастера чувствуют материал, камень, дерево и др.

И самое мистичное, когда я сейчас, но в другом не живом и не здесь. Когда человек чувствует всю компьютерную сеть, или как работает его механизм, детище на расстоянии.

Чем дальше от человека здесь и сейчас, тем ближе к психиатрии, к психопатологии, и тем дальше от нормы психических функций. Но самое интересное, что это человек переживает, переживает не здесь и не в настоящем, а в ИСС.

Пойдем дальше.

Антиципация не как понятие, а как способность человека предвидеть будущее, известно уж тысячи лет, но по определению, это просто предчувствие какой-то ситуации (уточнить). Например, вы идете на встречу и чувствуете, что с этим малознакомым человеком вам надо держать ухо востро, и приходите на встречу напряженным. Это и есть ни что иное, как проявление телесной антиципации. Иногда мы предчувствуем какие-то слова, поступки. Мы предчувствуем то, что действительно знаем чаще всего на основании опыта, на основании просто здравого смысла. Эта сфера будущего нам доступна.

Если взять клеточку повыше, то также мы можем предчувствовать некоторые события и за другого человека, за других людей. Когда толпа несется куда-то и вы чувствуете, что она несется в пропасть. Точно также за животных, за механизмы и т. д.

Этот столбик почти доказан.

Но есть такое понятие как поле социальной потенциальности, социальная перспектива. Современное понятие, на котором пишутся докторские диссертации (Сивиринов), и оно  предполагает, что человек не просто может чувствовать другого человека, но и людей, коллектив, когда человек длительное время находится в коллективе. Но особенно это касается руководителей…. , они могут чувствовать поля, или направления, или цели и все то, что связано с социальной перспективой целого общества, этой группы. И часто высказываются в беседах, иногда это воплощается в планах, проектах, в целях организации. И очень хорошо чувствующие лидеры, они тонко чувствуют то, к чему организация может подойти в таком состоянии. Меняют структуру организации, меняют части,  меняют еще что-то, но социальная перспектива чаще всего человеком умным, с перспективным мышлением (это одно из новых понятий)….

Есть вот такое понятие, я его …. это понятие в синергетике – точка бифуркации. Его перенесли в социальное управление потому, что без этой точки никак не обойтись. Точка бифуркации предполагает, что процесс мало предсказуем, что есть как минимум три траектории движения из одного центра. Предполагается, что ситуация, которая развивается вокруг наших близких… мы чувствуем, что она мало предсказуема, у нее как минимум три варианта развития событий. Это точка после которой социальная перспектива плохо определена.

В этих точках ситуация может развиваться по одному из направлений по причине очень малых сил. Кто-то, находясь в точке бифуркации, высказав только одно слово, только одно мнение, создал только один приказ, или что-то в этом роде, то есть создал не такое уж большое действие, может повести целую группу, или толпу по определенному направлению. И в точке бифуркации это общество находится в состоянии перехода в новое качество. Ну, например, если переносить на материальные вещи, когда вода находится в + 1 градусе еще вода, а при 0 градусах она превращается в лед. Точно также общество, оно может в определенной точке при маленьких усилиях перейти в определенное (иное) качество.

Если точка бифуркации переносится немножко дальше вперед на месяц год, то чаще всего ни один традиционный прогнозист не даст вам никаких  заверений о том, как будет развиваться ситуация.

 

Социально-психологический феномен пророчества

Но есть особые люди. Их в истории человечества называют пророки. Написана хорошая диссертация об этих качествах человека (см. Величко). Можно сказать по нашей схеме (см. схему), что это люди, за пределами здравого смысла, и чаще всего люди, которые не соответствуют обычной социальной норме. Но вместе с этим, когда изучили этих людей, оказалось, что у них свойства достаточно определенные и конкретные, соотносимые со свойствами обычного человека (см. Опросник и анализ вопросов).

Если пять баллов по всем показателям соответствует качествам пророка, то средний человек  набирает в основном 3,5 балла. В опроснике есть масса показателей и на них можно остановиться ….

Эти люди (пророки) почему-то чувствуют развитие общества после точки бифуркации, и тогда их активная социальная позиция, их влияние на социум, их влияние на политику, или на другие сферы человеческой деятельности может даже не только предречь развитие общества после точки бифуркации, го и в какой-то степени повлиять, быть той последней каплей, которая будет приложена этим гиперактивным (чаще всего человеком, который не сидит дома, а чаще всего кричит на перекрестке (а сейчас в СМИ) о будущем, и ратует за него, может направить и повести общество в определенном направлении.

Он как бы является частью этой социальной ситуации….

 

Концептуальная карта теории интуитивного познания

 

И последнее, так как среди вас большинство люди науки, представим, что у нас вот такая концептуальная карта теории интуитивного познания социального будущего.

 

Схема концептуальной карты…

 

Здесь мы сейчас разберемся, как нам это будущее может быть доступно, и где оно может быть найдено? Уверяю вас, место, где его можно искать не безопасно. Если мы возьмем левый верхний квадрат – область науки, где все рационально, все разумно, все логично, все доказуемо и проверяемо. В современной науке современная научная картина мира (это следует уточнять). Но вместе с эти, есть еще такая сфера человеческой деятельности, как иррациональное. Оно чаще всего не доказуемо, оно чаще всего не разумно, оно бессознательно, постигается только интуицией и принадлежит сфере верований, религий, мистики и т. п. Но тем не менее это часть нашей жизни, и почему бы ее не рассматривать в нашей схеме?

Вместе с этим не будим забывать, что даже люди науки, или люди не науки, но все-таки мы делимся на людей с психической нормой и с психопатологией. Я не беру промежуточные формы, у Ч.Ломброзо в его произведении «Гениальность и помешательство» это очень хорошо освещено. Он вписал в эту категорию и Ньютона и многих других знаменитых и гениальных людей. Никого из великих не обошел, доказывая, что гениальность и помешательство часто идут вместе.

А теперь о точке входа, или месте, где надо разрабатывать теорию предвидения. Вот оно. Туннель входа в тему предвидения – круг в центре схемы. Очень сложно его отнести к рациональной сфере познания, его нельзя отнести и к сфере иррациональной, иначе это будет уже не наука. Когда мы работаем только с нормой и забываем о психопатологиях, мы тоже не можем ухватить этот предмет, но как только мы начинаем изучать группы с психопатологическими проявлениями, мы, вдруг, начинаем понимать, что эти люди бывают мудры. Очень часто эти люди благодаря их усилиям и страданиям (см. данные из книги о левшестве и Самохвалова) прибавляют нам часть сферы познания, где наука должна немного поработать, и тогда я прибавляю к сфере науки еще один сектор, который попадает частично в психопатологию и значительно в иррациональное. Самое интересное, что интуиция, когда первое определение мы берем (№1), - интуиция Менделеева, когда он ломал долго голову над своей таблицей и вдруг во сне осознал, что такое периодическая таблица элементов. Это интуиция на базе опыта, когда профессионал долго трудится и, в конце концов,  интуиция его озаряет (см. Инсайт и этапы подхода к нему). Но есть другой вид интуиции (№2), который за границей, за пределом опыта человека. Как-то мне приходилось, и возможно у вас есть подобные воспоминания, или конкретные знакомые, когда люди говорят: я не знаю откуда оно пришло, но я это знаю. Поет без особого познания древних мелодий и стилей пишет стихи и поет в полном соответствии со средневековьем… (см. Гроф и его примеры перевоплощения в предков и не своих).

Это что-то такое, чему нельзя научиться (морфогенетические поля?). Это пришло где-то из глубины, из глубины личности. Здесь мы можем взять любые теории, в том числе и иррациональные, когда говорят, что душа не умерла, а переселилась, коллективная память, память предков, или это передается с генофондом. Мы можем взять массу теорий, но то, что факты накапливаются и говорят, что личность это больше, чем наш опыт, это факт.

Мы сюда вводим еще одно понятие – бессознательное, которое современная психология и психотерапия серьезно разрабатывает по одной простой причине. Юнг в свое время (60-е гг.) говорит, что я не могу изучать то, что стоит за словом Бог, потому что оно не научно, эмоционально, но я могу вместо него поставить слово бессознательное, и изучать это как предмет научного исследования только по той причине, что без него никак не обойтись. Можно бы было на это закрыть глаза, если бы Фрейд не начал более ста лет тому назад лечить истерию с помощью конструкта бессознательное, и проникновения в бессознательное, где ин рассматривал бессознательное как некий отстойник вытесненных тяжелых воспоминаний, состояний и событий. Но Юнг пошел дальше, и сказал, что бессознательное это не отстойник, бессознательное это источник коллективной памяти, коллективного сознания и бессознательного. Это источник опыта всего человечества, и человек может знать, помнить и осознавать то, что в его жизни не происходило. И тогда пошло совсем другое ….  Появилось направление трансперсональной психологии, которое доказывало, что человеческая личность может развиваться по следующему пути. Стрелка в центре схемы показывает приблизительный путь развития личности, которое возможно, и которое сейчас практикуется в серьезных тренингах в психотерапии и психологии, и которые излечивают многих людей от непонятных психических расстройств, способствуют интенсификации развития личности др.

Мы начинаем из области сознания, мы проходим грань рационального и иррационального, мы углубляемся в сферу личного бессознательного, и потом переходим в квадрат коллективного бессознательного, где нам начинают быть доступны архетипы. Архетип, по определению в аналитической психологии, - это элемент коллективного бессознательного, который живет вечно, который существует во всех культурах, во всех цивилизациях, который является такой формой, априорной формой, которая формирует наше восприятие мира, который не знает ни времени, ни пространства. И здесь мы впервые выходим за теорию нашего линейного времени…. и формулируем следующий принцип: если человек в ИСС окунается в личное и коллективное бессознательное, он начинает отражать события социальные, процессы, которые выходят за границы его личности, он начинает постигать сущности, которые ему недоступны в личном опыте, он начинает понимать вещи, которые недоступны обычным традиционным областям науки (см.Гроф), он выходит в состояния иррационального и мистичного.

Вместе с этим, на современном этапе развития науки: социологии, психологии и психотерапии, других социальных наук, мы подошли к такому состоянию, что можем собрать опыт других специалистов, в том числе психиатров, психотерапевтов, социальных управленцев, и создать теорию, которая поможет нам достаточно рационально осваивать некоторые территории иррационального (у Сивиринова), бессознательного, в том числе и коллективного. И оттуда черпать опыт, который поможет нам предвидеть наше будущее (см. Самохвалов). Мимо которого мы точно не пройдем, но которое мы можем немножко изменить, или подготовиться к нему. Как говорится, предупрежденный, значит защищенный.

 

Способность предвидеть будущее свойственно большинству людей

Что говорят мои личные исследования? Мне кажется, что способность предвидеть будущее свойственно большинству людей (гипотеза), особенно у кого развита интуиция от природы (см. психические функции Юнга: мышление, чувство, ощущение и интуиция). Но многие из нас, если мы возьмем схему вот эту …. останавливается на предчувствии. Почему? Потому, что тяжело очень переживать (смотри «вытеснение» в психоанализе, или психические защиты) те картины, которые иногда мы предчувствуем. особенно женщины, особенно тонко чувствующие люди, если они видят войну, если они видят как Юнг в свое время накануне 1-й мировой войны видел море крови,, и он считал, что он сходит с ума. Но он все-таки пережил это, и когда началась первая мировая война, и действительно начали погибать сотни тысяч людей в газовых атаках, кровопролитных схватках, у него вдруг эти симптомы прошли, и он понял, что это было предвидение первой мировой войны. Но оно у него предстало в картинах кровавых морей. Так вот часто люди, предвидя катастрофы, они не хотят это все предвидеть в ярких картинах, и тогда между этими двумя понятиями (способностями нашей души) возникает стенка, и есть только предчувствие, необъяснимая тревога, и человек просто не видит того, что он предчувствует, особенно если это касается значимых событий из его личной жизни, для его близких людей. Если же у человека душа более огрубевшая и более мужественна, или он более отчаянный… он начинает действительно видеть эти картины. Иногда эти картины нелогичны, и чаще всего не логичны, и очень символичны. И психиартрическая практика показывает, чем менее символичны картины, тем более они реальны, тем человек менее здоров. У него просто не выдерживает душа. Если он видит конкретное будущее развитие событий, и он действительно видит как  погибают его близкие, родные и друзья без всякой символики, то он чаще всего сходит с ума и является клиентом психиатрической клиники. И там его уже никто не слушает. Но если у него душа все же защищена, и все это преподносит в виде символики, тогда наша задача уже заняться предположением, то есть изъять из тех всех символических смыслов нашего бессознательного именно то, что мы считаем предвестниками будущих социальных событий.

Психоанализ хорошо нам это преподносит на материале лечения, когда пытаются излечить человека. Но там чисто физиологическое и психологическое лечение (психосоматическое), а здесь предполагается…., если мы создаем психоанализ, который может из сферы бессознательного вычленить элементы вероятного будущего, то это предположение не имеет себе цены. Это бесценное предположение по одной простой причине, что они очень редки, и здесь уже требуется вмешательство специалиста, который поможет действительно изъять объективное будущее, отличив его от субъективного настоящего или исторического личности. Что касается предсказания, то здесь необходимо уже социальное мужество, чтобы сказать, что я вижу следующее, потому что тут уже критика социальная и последствия, что могут быть. Ну а что касается социального прогнозирования, то это программы глобального масштаба, где требуется финансирование и целая группа специалистов типа РЕНД-корпорейшен.

Я к чему веду? Получается, что даже если мы имеем хорошо проработанную технологию, которая начинается с предчувствия, предвидения, предположения и предсказания конкретного социального прогнозирования, то этапы прохождения требуют на первом этапе просто личного мужества и беспощадности к самому себе, на втором – развитого воображения (см. качества пророка по опроснику), на третьем – хорошего интеллекта и психоанализа и твердого социального мужества на четвертом, а на пятом просто хорошей структуры, которая бы все это разрабатывала. И тогда нам социальное будущее вполне доступно и вполне предсказуемо.

Какими качествами необходимо обладать ученому, дабы разработать технологию предвидения будущего, подобную этой?

На том современном этапе, когда жизнь считается мало предсказуемой и невероятно сложной именно интуитивный подход к управлению и к социальному управлению и предвидению, я лично считаю наиболее продуктивным. По простой причине: другого мало кто предлагает, все остальное, что было предложено до современного этапа малопродуктивно. И предчувствие глобальных событий, неожиданный и непредсказуемых изменений, которые чаще всего предчувствуются, и предчувствуются как на вот этой схеме, за 2-ве недели. Я не беру временные рамки более длительные, но вот этого коридора от 0,5 дня до 2-х недель человеку вполне достаточно, потому что здесь чаще всего социальная перспектива, которая чувствуется многими людьми, порой как бы витает в воздухе и многие тонко чувствующие люди, и даже не пророки поразительно чувствуют как будут развиваться организации, группы или личности в ближайшие несколько недель. И тогда получается, что прогнозирование должно быть не просто эффективно, оно должно быть соединено с теми структурами, которые могли бы среагировать и отозваться на это предсказание.

Значит и сама технология и структура, что занимается предвидением социальных событий, которая разрабатывает прогнозирование должна быть вполне авторитетной, и должна иметь связь с органами управления, которые могли бы предотвратить вероятные неблагоприятные события. Ну конечно же если не брать в учет одного феномена. Его назвали «принцип К.Поппера», который говорит следующее: предсказание, если оно реально и действительно предсказано, может самореализоваться, если люди в него поверили, стремятся к нему и что-то предпринимают (самореализация пророчества), или саморазрушиться, если предсказание неблагоприятно, и люди делают все, чтобы оно не реализовалось. Это уже технология взаимоотношений с вероятным и вполне реальным будущим.  Моя же задача состоит в том, чтобы на первом этапе разработать технологию взаимодействия и предвидения наиболее вероятного будущего в ближайшей перспективе.

 

Личность и государство

Предсказание будущего отдельной личности, особенно когда эта личность ищет собственный путь, а не живет по аналогии, - это очень сложно, и на первый взгляд непредсказуемо. Предвидение своего личного пути и судьбоносного события, чаще всего может опереться только на интуицию, на какие-то внутренние чувствования, но ни на какой прошедший опыт опереться мы не можем. Точно также, когда мы берем Россию, социальное сообщество или группу. Совсем недавно (14 февраля) на Межрегиональной конференции в АТиСО по «Российской модели социального партнерства…» возник спор: имеет ли Россия право на свою модель, или должна копировать чужой опыт? Если мы хотим иметь свое лицо, мы должны иметь свои модели. Все! Ответ однозначный! Чисто психолога ответ!

Если человек желает иметь и сохранить свое лицо, а оно, кстати, если мы возьмем последнюю нашу схему…. Оно находится здесь. Есть такой метод психотерапии, стремящийся выйти за стены психотерапевтических центров и стать социально-психологической технологией становления личности, как маскотерапия. Маскотерапия находится над рациональной частью схемы и в области науки, что прибавлена пунктирной линией от сферы психопатологии. Когда человек теряет свое лицо, он растворяется в других лицах, он смотрит в зеркало и видит в отражении другие лица: своих воспитателей, друзей, любимых, руководителей-лидеров, кого угодно, но они не видят своего лица. Он смотрит в зеркало и говорит: кто это? Он говорит, что там отец, мать, тетя, дядя или кто угодно. Когда в процессе психотерапевтического и социального консультирования я создаю его портрет, он говорит, что «я вижу там одного, другого, третьего …. Но он не видит себя, он не видит своих особенностей. Вот это парадокс, когда человек теряет свое лицо, он теряет свою идентичность. Точно также в государстве, если государство не имеет своего лица, оно теряет свою идентичность, становится зеркалом, отражением других жизней. Если же это зеркало, то как у каждого зеркала – отсутствие своего лица!

Личность, как и государство – это обобщение того, что было в его истории и особенно накануне. И вместе с этим я хочу прибавить: личность имеет не только обобщение того, что было в ее жизни и в жизни ее предков, но предполагается, имеет еще и то, что будет, то есть содержит в себе причину цели (по Аристотелю). Получается будущее в личности присутствует также полноценно, как и прошлое (см. Сивиринов о потенциальности личности в ее природе). И многие люди, которые имеют образ будущего, которые живут своим будущим, в их лицах присутствует это будущее.

Свобода воли, вопрос, который связан с той предопределенностью, что звучит во влиянии образа будущего на настоящее. Свобода воли человека в том, чтобы взаимодействовать со своим будущим, если оно предвидится, видоизменять его, если оно не удовлетворяет человека, или создавать образ будущего, если он отсутствует в настоящем.

В схеме, где горизонт предсказания ограничен коридором 0,5 дня – 2-ве недели, а далее идут года, десятилетия и века, это будущее почти отсутствует. И этому вторят доклады Римского клуба, которые описывают тенденции развития народонаселения, ухудшение экологии, развитие вооружений и др. По их предположениям, при неизменности тенденций, цивилизация уже подходит к глобальному коллапсу.

Чтобы будущее состоялось, мы должны изменить тенденции, мегатренды (см. Мегатренды  Naisbitt, John. Megatrends: Ten New Directions Transforming Our Lives. New York: Warner, 1982.). Если же взять масштаб небольшой, то наши локальные усилия будут более эффективны.

Можно ли что-либо сделать за две недели?

------

Группа социальной перспективы.

Если у нас есть ключевые понятия «поле социальной потенциальности» и социальной перспективы, я пытаюсь разработать и внедрить еще одно – «группа социальной перспективы», или «группа проявления социальной перспективы». В каждой организации есть люди, которые чувствуют поле социальной потенциальности и социальную перспективу организации изнутри. Это не обязательно должен быть руководитель, но чаще всего это и руководитель, у которого болит душа, это его первые помощники, это люди, которые давно работают в этой организации, или люди, чувствующие  эту организацию и знающие ее хорошо. Из таких людей, благодаря несложным тестам, которые мы разработали, можно отобрать группу социальной перспективы. Такая небольшая группа, кстати, что-то подобное практикуется в современном менеджменте под названием отделов планирования бизнеса, активно может участвовать в разработке планирования организации. Но прежде, чем создать планирование на месяц, год или большее время, такая группа предполагает, то есть они не просто предчувствуют и предвидят в результате такого предчувствия социальную перспективу, но они уже выходят на уровень предположений и на уровне предсказаний вербализуют свои  видения, что есть основание в составлении перспективных планов. И тогда получается, что постоянное управление происходит с участием этих гиперчувствительных людей к социальным перспективам собственной организации. Представитель может быть из каждого отдела, и в организации может быть создана такая группа, периодически собирающаяся для того, чтобы активно участвовать в перспективном планировании. И тогда можно сказать, что организация чувствует свою социальную перспективу. Если она чувствует, что эта перспектива не совсем благоприятна, неперспективна или некомфортна, тогда ее можно подкорректировать, то есть подправить будущее, поуправлять им. И тогда можно сказать, что такая организация наиболее жизнеспособна, и не только организация. Это может быть и семья, это может быть даже государство, когда прислушивается к людям, которые чувствуют перспективу, социальную перспективу сообщества. Это гораздо перспективнее направление, чем когда один человек, особенно если он не является таким гиперчувствительным человеком, пророком в своем отечестве, планирует развитие своего отечества.

Организация может обанкротиться и от неконкурентоспособной продукции, но это уже сфера маркетинга …..

При отборе людей в группы социальных перспектив важно не только отобрать, но и воспитать. Если мы представим идеальную модель, когда создается группа, где специально культивируется развитие предчувствий, предсказаний и т.д. (также у них есть и техника безопасности этого уникального труда в стиле маскотерапии), то их эффективность может доказать практика, когда проблема была предсказана, но к ней не прислушались и столкнулись с этой проблемой. Это уже факт, что человек способен….

Проблема создания таких групп, проблема их саморазвития, проблема взаимодействия этих групп с непосредственным руководством и теми, кто может управлять социальными процессами.

Горизонт прогнозирования может не ограничиваться двумя неделями.

Вернадский и его учение о биосфере….

Путин и проект закона о прогнозировании….

Государство может быть подобно в своем поведении поведению личности, что ложится на нашу схему предчувствие, предвидение, где предвидение дает сбой и на уровне управления не может воспользоваться знанием словно слабый памятью человек.

Если государство и не будет использовать эти технологии в большом социальном управлении, то они могут быть использованы локально для небольших организаций, групп, где они могут быть вполне рентабельны.

Программа «Форсайт» и ВШЕ их прогнозирование на 8 месяцев….

Успешность «Форсайт» более гарантирована в странах с развитыми кооперативными отношениями. Если же страна с волюнтаристскими тенденциями, то «Форсайт» не работает.

Личность, что не может общаться и кооперироваться, неадекватна. Это аутизм, закрытость. И мне приходилось работать с аутистами. Такому человеку можно помочь, если научить его вести диалог вначале со своим портретом, потом со мной, а потом с ближними людьми, и он выходит из своей скорлупы.

Если же государство закрыто в собственных размышлениях, в собственном диалоге, и в нем не развиваются диалоги социального сотрудничества, то государство мне напоминает аутиста, который закрыт, не чувствует себя и социум вокруг, его субъективность непроницаема для другой субъективности. Его мир стерилен, в нем нет другим людей.

Мы в рамках маскотерапии создавали портреты лиц аутистов, что помогает им начать диалог внутренний, а потом и внешний с другими людьми. У меня была идея разработать технологию портретирования целого государства, но это очень сложно и затратно вывести целое государство с помощью психотерапевтической технологии маскотерапии, которую мы применяли к отдельным личностям. Это очень сложно, но реально….

Я в данной работе сосредоточился не на глобальных масштабах, на которых работает «Форсайт», я выбрал перспективы небольших социальных групп и отдельных личностей, и здесь ситуация достаточно радужная и она может дать конкретные социальные технологии и плоды.

реклама

реклама

 

[1] Необходимо отредактировать, дополнить сносками на литературу и текстом презентации, которая сопровождала мое выступление.

 

 © 2007-2011, Сергей Антонович Кравченко                                                                                                               Дата последнего изменения этого узла

Rambler's Top100

Яндекс.Метрика