Rambler's Top100 Главная страница  Центр Предвосхищения

БЕЗВРЕМЕНЬЕ - не вечность

Психология взаимодействия человека с безвременьем
Psychology of interaction of the person with безвременьем

Время красит, а безвременье старит.

Безвременье - удел всего, что не имеет Лица своего.

        В безвременье - душа словно не существует,
притом что тело - продолжает жить.

 

 
       Картина взаимодействий человека с четырьмя измерениями времени (прошедшее, настоящее, будущее и вечность) натолкнула меня на мысль о безвременьи, которое оказалось по своей природе не менее сложным, нежели каждое из четырех измерений времени, или даже все измерения вместе взятые. Стало ясным, что изначальная патологичность самой сути безвременья сродни с патологиями взаимодействия человека со временем. Другими словами, разного рода нарушения нормальных (идеальных) взаимодействий со временем приводят к переживанию состояний безвременья в разной степени. Глобально же, состояние безвременья может быть пережито человеком при полном разрыве его взаимодействий со всеми измерениями времени.
        Патология отношений со временем была очерчена в понятии темпорального невроза, что призывало меня к осмыслению и соответствующей психотерапии. Темпоральную психотерапию я построил опираясь на метод "Лицо личности", который изначально создавался как техника безопасности для исследователя предвестников будущего в измененных состояний сознания. Если данный метод был пригоден для психотерапевтической помощи при разрушающем воздействии предвестников будущего на человека, то он мог оказаться вполне эффективным и для других измерений времени.

    Представить себе "безвременье" как особое состояние души, и обстоятельства, приводящие к такому состоянию, нам поможет следующее описание.

Состояние безвременья

    "В холодном сумрачном поле движется тело человека. Возможно он даже не мыслит, что он человек. Сложно сказать и то, что он знает куда идет. Да он и не идет собственно никуда. Его движения иногда кругообразны, иногда - противоположны. Иногда он садится на землю, или ложиться. Дует ветер, холодный и порывистый, срывается снег. Небо покрыто плотными облаками так, что не видно даже признаков солнечного света. Человек не знает кто он, где он, и какое время, когда и что он ел, какого он возраста и пола. Порой он даже не может осознать свое Я, как отдельное от окружающего его мира. Он даже не может почувствовать свое тело отдельным от этого поля, ветра и холода. Потому он иногда падает навзничь в сухую траву и так лежит с полуоткрытыми глазами. Ночи нет, нет и дня, есть только сумрак, так как это широта полярного круга летом.
    Что могло привести человека к такому состоянию? Вначале он не знал в чем себя реализовать, и потому брался за любую работу. Настоящее казалось бессмысленным, будущее - бесперспективным, в прошлом он не видел ничего ценного. Потом он потерял потребность к познанию и чувство прекрасного. Так сложилось, что все отвергли и унизили его. Его никто не любил, да и он потерял всякие положительные чувства к людям. Он был атеистом и все вокруг ему казалось угрожающим. Потому он убежал ото всех в мертвое поле, где не было даже животных. Его тело отказалось от пищи и сна. Постепенно он потерял память и физиологические потребности. Поток сознания у него остановился, и только тело его еще было живо и сохранило остатки рефлексивных движений."

    Да это же патология, скажет мне читатель! Да, это глубочайшее патологическое состояние, так как оно не адаптивно, и приводит к смерти. Если же смерть не наступает, то оно может длиться достаточно долго, что и происходит в психиатрических клиниках, когда к ним поступают люди в некоторой степени приближенные к описанному состоянию. Причины, приводящие к подобным состояниям "безвременья", в значительной степени присутствуют в любом обществе, и потому иногда справедливо считать социальную среду первопричиной душевных расстройств. К социальной среде - прибавляются психологические особенности человека, и физиологические первопричины.

    Не будем вдаваться пока в подробности отдельных причин и случаев душевных расстройств. На данном этапе рассуждения разумно определить основные принципы и подходы в помощи человеку, оказавшемуся в состоянии "безвременья", которое было описано выше. Конечно же они должны быть выдержаны в духе темпоральной психотерапии.

    Представим, что рядом с движущимся по мертвому полю уже знакомым нам человеком, появился психотерапевт. Что он должен и может сделать в этом случае? Конечно же у него есть для этого достаточно ресурсов и опыта. Итак, что произойдет?

        Психотерапевт достаточно длительное время находится рядом с человеком, пребывающим в состоянии безвременья. Достаточно для того, чтобы почувствовать своего клиента, и частично перевоплотиться в него, двигаясь рядом с ним в том же ритме, дыша тем же ритмом, останавливаясь вместе с его телом,  и останавливая поток собственного сознания и чувств.  Через некоторое время клиенту понадобиться физическая помощь, и она должна быть оказана, например, в тепле, в воде, в защите от ветра и снега. Постепенно они начнут не только двигаться рядом, пить, есть, отдыхать, но и оказывать друг другу какие-то еще услуги, например, клиент споткнулся, и ему помогли подняться. Через некоторое время клиент выделит психотерапевта из окружающего мира, понимая, что ему кто-то помогает жить. Между ними установятся первые коммуникации, в результате которых клиент поймет, что он такой же человек, как и психотерапевт. На этом этапе в работу входят зеркала, отражения лиц, роспись краской по лицу и созданные из глины портреты и автопортреты. Именно здесь уже может начаться работа методом Лицо личности. Коммуникации будут продолжаться, и наступит осознание своего пола, что вызовет и волну переживаний о своем роде, о предках, детях и других представителях семьи и этноса, что восстановит опыт переживания прошлого.
        В следующей фазе работы может сформироваться и восприятие ближайшего будущего, например, планирование развести костер. Потом  может быть расширено восприятие настоящего через осознание не только себя, и своего психотерапевта, но и созерцанием окружающих предметов, природы, горизонта, небосвода. Расширение взаимодействий с прошедшим может быть обогащено исследованием своего тела, одежды, пройденного пути и возраста. И так далее.
        С каждым витком взаимодействий психотерапевта и клиента расширяется поле отношений с настоящим, прошедши и будущим. Зеркальные переживания должны все время сопровождать клиента. Роспись лица красками и портреты становятся все более детализированные. Периодически будут наступать состояния, когда клиент не вспоминает, не мечтает, не планирует, не получается у него и созерцание настоящего. Тогда приходит время взаимодействия с символами вечности, и в этот момент психотерапевт должен поддержать потребность души клиента прикоснуться к вечности через символы духовной культуры, религиозные обряды или духовные практики. В зеркальных отражениях и в портретах всплывают переживания архетипических образов (Матери, Отца, Создателя, Тени и др.) Таким образом клиент начинает осознавать свою глубинную человеческую и богоподобную сущность, он начинает осознавать свою связь с бесконечным миром настоящего, прошедшего и будущего, свою сопричастность к вечности, что делает его личностью, и дает ему уникальное лицо и имя.
        Наш клиент уже и не клиент вовсе, а просто спутник, человек, способный и сам оказать помощь другому человеку, разрушившему свои взаимодействия с измерениями времени, и лишившегося своего Я. При этом наш бывший клиент вносит свой уникальный опыт выхода из состояния безвременья в копилку своей памяти как подвиг личности, которым можно и нужно гордиться, который следует ставить в пример другим, ищущим выход из черной дыры безвременья .

        В приведенной иллюстрации есть несколько основных принципов работы, выделяющих темпоральную психотерапию на большом фоне других психотерапевтических практик. Они следующие:

  1. Следует определить, с каким измерением времени произошел разрыв (прошлым, настоящим, будущим или вечностью).

  2. Восстанавливая разрыв с определенным измерением времени, следует распознать причины такого разрыва.

  3. Восстанавливая разорванные взаимодействия с одним измерением, не следует допускать значительного ослабления с другими.

  4. Найти ценное в прошедшем, отыскать смыслы в будущем, подчеркнуть уникальность настоящего и бесконечно важную сущность вечного.

  5. Все ценное, имеющее смысл, уникальность и важность может быть найдено в душе каждого, если ему позволено быть самим собой во всех измерениях времени.

  6. Все приходит с усилием личности во всех измерениях времени.

  7. Связь с личным бессознательным делает опыт каждого уникальным, что обогащает память, опыт, видение будущего и настоящего, воображение и восприятие, убеждает в существовании вечного.

  8. Связь с вечными архетипами коллективного бессознательного объединяет людей, придавая смысл любви к людям.

  9. Восхищение вечной природой коллективного бессознательного убеждает в существовании Создателя и Творца.
       

        Депрессия и безвременье

        Наблюдая и анализируя депрессию и безвременье не сложно заметить родственность этих двух состояний.

        В аутогенной тренировке (АТ) я стремлюсь к состоянию безвременья - пустоты душевной, пустоты сознания, восприятия внешнего и внутреннего, что приводит к полету по туннелям и выходу в иные измерения, времена и пространства. Но я научился сопровождать себя молитвой, что подстраховывает мои полеты.
        Состояние безвременья, описанное в художественном отрывку, что выше, дополняется внутренним переживанием иных миров и времен, что происходит всегда, когда мир и время здесь и сейчас невыносимы и покидаются сознанием. Мы это наблюдаем при душевных расстройствах, или при выходе из тела и сознания в специальных практиках, например, в АТ, когда вначале отстраняются от тела, а потом и от первичного потока сознания, что и приводит к вылету в другие времени и пространства.

        Если безвременье очень похоже на депрессию, то не является ли депрессия естественно наступающим состоянием, как и сон, способствующим познанию иных времен и пространств, выходу за пределы устоявшегося "Я" сознания? Естественно и логично предположить, что развить в духовных практиках можно только то, что свойственно человеку изначально. Таким образом, если искусственно не практиковать состояние безвременья с помощью духовных практик, то оно приходит само по себе, маскируясь в депрессивные состояния. И это происходит по той же логике, что и сон с его сновидениям. Они приходят даже тогда, когда человек настойчиво их не желает. Гипотеза: культуры, содержащие общепринятые практики переживания состояний безвременья, не имеют распространения депрессивного синдрома, как это имеет место в западной культуре. Депрессии близки и синдрому хронической усталости, который развивается в настоящее время. В этом свете, маниакально-депрессивный психоз, видимо, ни что иное, как периодическое наступление состояния безвременья, сменяющееся прорывами в другие времена и пространства, что плохо осознается и самим больным, так как он увлечен переживанием, иногда неосознаваемым, событий иных времен, и окружающими его родственниками и врачами.
        Коллективное бессознательное охватывает все времена человечества, но не все миры с их временами. За пределами коллективного бессознательного есть поле иных миров с их временами, что доступно в измененных состояниях сознания (ИСС) для познающего их. Попасть же туда возможно только через мертвое поле безвременья.

    ------------------------

Список понятий

    Безвременье - тяжелое время, пора невзгод, беда, несчастье, горе, неудача. Эпоха общественной пассивности, застоя.

   Безвременный - несвоевременный, не в свою пору делаемый или случающийся; некстати, не в пору, не к нужде, не так или неладно происходящий; нежеланный, неприязненный; несчастливый, бедственный. Безвременность - неуместность чего, по времени или по делу. Безвременье, безвременница - непогода, ненастье; || невзгодье, несгода, бедовое время, случай, злыдни; беда, несчастье, горе, неудача. Время красит, безвременье старит. Было время, осталось одно безвременье. Безвременье придет - все добро как мылом возьмет. Безвременьеце пришло тяжкое. В те поры холопу время, когда господину безвременье. Не радуйся чужому безвременью, сам под Богом ходишь. Старина спорина, новизна безвременщина. Безвременник, безвременница, бедовик, несчастливец, которому ни в чем нет счастья. || Безвременница растение Colchicum autumnale, осенница, зимовик. Безвременничать, безвременствовать, жить в невзгодье, в безвременье.

Толкование пословицы "Старина спорина, новизна безвременщина".

"Новизна безвременщина" потому, что в новом нет пока связей, связанных со временем. При этом человек при восприятии нового не может его ни с чем сравнить. Новому только предстоит создать связи со временем, создать уникальные ассоциации, мысли и чувства в сознании людей, создать свои архетипы, проникая во все сферы сознания.

реклама

реклама

Страница находится в разработке


© 2008- 2011, Центр предвосхищения
© 2007-2011, Сергей Антонович Кравченко                Персональный сайт - http://skravchenko.ru             Дата последнего изменения этого узла

 Rambler's Top100

Яндекс.Метрика