980 лет первой библиотеке Древней Руси

980 лет первой библиотеке Древней Руси
980 лет первой библиотеке Древней Руси
Библиотечно-информационный комплекс приглашает на выставку, посвященную 980-летию первой библиотеки Древней Руси.

С экспозицией можно ознакомиться в библиотеке по адресу ул. Олеко Дундича,23, 2 этаж, холл до 01.12.2017 г.

«Учение книжное подобно солнечному свету» — говорили наши предки.

Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это «великое чудо из всех чудес». Книга — это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, «напояющими Вселенную», то с солнечным светом. «Красота воину оружие, и кораблю — ветрило, так и праведнику — почитание книжное, — наставляет монах читателей в «Слове о чтении книг», которое открывает «Изборник» 1076 года.

В сборнике «Пчела» (древнерусский сборник изречений) отмечалось: «Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное». В «Поучении соловецкой библиотеки» книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель «выносит жемчуг драгий». После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: Добро есть, братие, почитание книжное».

«Реки, напояющие Вселенную» — это образное, широко известное сравнение книг с реками, наполняющими Вселенную запечатлено в «Повести временных лет» 1037 года. В ней раскрывается строительная и книжная деятельность киевского князя Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси. Время правления великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054) называют «золотым веком» Киевской Руси. Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей.

Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета — ведь нередко тут были самые знающие соотечественники. Книги и другие памятники письменности в 10-11 вв., главным образом, собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек на Руси.

Широко распространялась на Руси и письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10 вв. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер св. Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: Евангелие и Псалтирь, написанными “роусьными письмены”. Само слово “библиотека” в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой “Геннадиевской Библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 в. (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик даже сделал пояснение: “книжный дом”. Второй раз термин встречается в начале 17 в. (1602 г.) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 г., когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами. Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия Христианства как официальной государственной религии, направленной на укрепления могущества древнерусского феодального государства. Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.

Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Особенно охотно читали тогда «Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера — «Изборники» (“Изборники” Святослава. 1073 и 1076 гг., в который входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни), «Шестидневы» (сборники правил для соблюдения их на каждый день в течение недели), “Физиологи” (сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения)

Об уровне культуры того времени можно судить и по Киевской Софии — самом величественном и роскошном храме XI века. Софию Киевскую возвели там, где древнерусские войска во главе с Ярославом окончательно разбили печенегов. В храме проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека. Новгород Великий избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 вв. более половины приходится на долю Новгорода. И, прежде всего, именно здесь сохранилась первая датированная рукописная русская книга — “Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием.

К 16 в. уже сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечами библиотечных каталогов. По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек.

Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысячи книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана III, Василия III, Ивана Грозного (Либерия), исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. Возможно, она включала и книжное собрание византийских императоров, вывезенное в Москву после завоевания Константинополя турками.

Таким образом, значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и” книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они, в то же время, были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.